Новости фестивалейСобытия

Была опубликована вторая часть блога анимационного фестиваля Суздаля

МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ КРИЧАЛ

Недавно была опубликована вторая часть блога фестиваля анимации в Суздале (ОРФАК), автором которого является Дина Годер. В этой части подборка студенческих работ, которые демонстрировались на локациях фестиваля. В материале трейлеры мультфильмов, отобранные Диной.

На ОРФАК студенческую анимацию традиционно разделяют на учебные мультфильмы (анимацию, сделанную в процессе обучения, курсовые и т.д.) а также дипломные, но при награждении студенческая номинация остается общей, и при отборе мультфильмов не всегда понятно, на каком этапе обучения автор.

Приз за лучший студенческий мультфильм получила анимация «Как говорил мой дед» Саши Деевой, ее диплом в Колледже кино, телевидения и мультимедиа ВГИК в мастерской Лизы Скворцовой. В этом году Саша продемонстрировала мультфильм, так же очень просто нарисованный черно-белый рассказ о прадеде Хазбулате, написанный со слов Сашиной бабушки, где реальная история о начальнике бакинской железной дороги в фантазиях правнучки приобретает черты сказки о добром великане. «Дед» тоже вошел в двадцатку профессионального рейтинга. Автор выложил анимацию в свободный доступ, смотрите целиком.

Фильм «КАК ГОВОРИЛ МОЙ ДЕД», реж. Александра Деева

Два дипломных мультфильма в категории «Студенческая анимация» получили – выпускницы Курсов художников-мультипликаторов Цеха анимации. И в этом году выпускники Курсов в оценке жюри обошли признанные старые школы.

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за достоверность магии» получил мультфильм «Селезень, веревочка и желудь» Алины Титоренко. Звук к анимации авторства Саши Чиркова. Фильм этот считается дипломным одновременно и на Курсах, и в ВШЭ, где училась Алина.

Фильм «СЕЛЕЗЕНЬ, ВЕРЕВОЧКА И ЖЕЛУДЬ», реж. Алины Титоренко

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за очарование простодушия» дали мультфильму «Мальчик, который кричал» Марии Серебряковой. Коротенькая история про мальчика, который, играя в теневые фигуры от руки и фонарика, пытается привлечь внимание людей в ярко освещенных окнах, но вызывает у них только злость, и умирает от страха, когда свет в домах гаснет, – сделан в очень красивой технике масляной живописи по стеклу, своими фактурами дающей ощущение ручной работы.

Трейлер фильма «МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ КРИЧАЛ», реж. Мария Серебрякова

Еще один студенческий фильм из Цеха анимации производства студии БФМ – «Тёплый соленый ветер» трех режиссеров: Марии Коржовой, Марии Ларичевой и Софии Петровой – коротенький, красочный и тоже очень атмосферный этюд-воспоминание об отпуске.

Трейлер фильма «ТЁПЛЫЙ СОЛЕНЫЙ ВЕТЕР»,
реж. Мария Коржова, Мария Ларичева и София Петрова

На четырнадцатом месте в рейтинге находилась анимация «Праздничный ужин» Натальи Абрамовой. Фильм нарисован в три цвета и отображает очаровательную притчу о том, как женщина умеет исправить ситуацию, которая из-за многочисленных неприятных случайностей выходит из-под контроля ее вспыльчивого партнера.

Трейлер фильма «ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН», реж. Наталья Абрамова

Еще один очень обаятельный, учебный фильм принадлежал ШАРу – его студенты на занятиях Светланы Филипповой всей группой (режиссеры Дарья Лебедева, Аня Канаичева, Аня Швейцгольц, Алена Гутман, Галина Пичуга, Аня Краснова, Дуся Геллер, Милана Дерипаскина, Иван Бондаренко, Денис Тоом) сделали этюд «Цифры», в котором последовательно по-разному, иногда очень изобретательно, изображали и анимировали цифры от одного до ста двадцати, имея перед глазами пример из легендарной «Yellow Submarine», в которой часть песни «When I’m Sixty-Four» выглядела, как анимированный счет до шестидесяти четырех.

Трейлер фильма «ЦИФРЫ», реж. Дарья Лебедева, Аня Канаичева, Аня Швейцгольц, Алена Гутман, Галина Пичуга, Аня Краснова, Дуся Геллер, Милана Дерипаскина, Иван Бондаренко, Денис Тоом

Из прочих мультфильмов, на которые Дина Годер обратила внимание в конкурсе, почти все были из ВШЭ. «Уютный тупик» Кристины Алмиевой и Марии Нигай из ВШЭ – не очень внятное кино с большим количеством персонажей, которые все время бестолково суетятся, но в конце все вдруг оказываются за одним столом в деревенском доме и дедушка (голосом дедушки одной из режиссерок) запевает «Расцвела под окошком белоснежная вишня». В этот момент в фильме наступает покой, все собирается и обретает смысл.

Фильм «УЮТНЫЙ ТУПИК», реж. Кристина Алмиева и Мария Нигай

«Квартет № 2» Анастасии Паниной (это как раз кино, которое не попало в Суздаль в прошлом году) – очень стильный ненарративный этюд на музыку Петра Юдкина.

Фильм «КВАРТЕТ №2», реж. Анастасия Панина

«Меньше Адидаса в кадре» Анастасии Воробьевой, – уже не первый фильм, где она эффектно работает со смешанной техникой, особенно с коллажной, интересен именно изображением

Фильм «МЕНЬШЕ АДИДАСА В КАДРЕ», реж. Анастасия Воробьева

Из информационных роликов, которые в качестве задания делают студенты Вышки, в конкурсной программе был «CROSSDRESS» Алины Стогниевой, прежде всего рассказывающий про «драг квин», тоже интересный прежде всего эффектной коллажной техникой.

Фильм «CROSSDRESS», реж. Алина Стогниева

А во внеконкурсной программе был сюжет «Train hop» Марии Степуниной, который демонстрировали на БФМ – об опасном увлечении путешествия на товарных поездах.

Фильм «TRAIN HOP», реж. Мария Степунина

И еще во внеконкурсной программе было «Молоко пчелы» Вероники Усольцевой, тоже студентки Алексея Ермолаева из Школы дизайна ВШЭ. Это кино интересно не столько дизайном, сколько созданием особой абсурдистской сновидческой реальности, что нередко встречается в фильмах зарубежных студентов, а у наших почему-то нет.

Фильм «МОЛОКО ПЧЕЛЫ», реж. Вероника Усольцева

Что касается студентов других школ, в конкурсе любопытны были еще две ленты. Из ВГИКа — «Один день» Анастасии Верейкиной из мастерской Валентина Ольшванга, который режиссер назвала «автобиографической историей об одном дне встречи в Санкт-Петербурге». Короткий этюд с милой графикой и минимальной анимацией, в которой девушка встречает другую девушку и гуляет с ней по Питеру, они пьют вино, спустившись к реке, хохоча убегают от ругани пожарников, целуются в подворотне, курят, и так же внезапно, как встретились, расстаются в метро. В сущности, вполне традиционный этюд про мимолетную влюбленность и, если бы не было этого невинного поцелуя или если бы пара была разнополая, разговоров бы не было, фильм можно было считать подходящим для любого возраста, но тут почему-то все разволновались, ахали, поставили ему ценз 18+ и округляя глаза, шушукались про «лесбийское кино».

Трейлер фильма «ОДИН ДЕНЬ», реж. Анастасия Верейкина

Сказка «Телёнок и носорог» выпускницы кельнской Академии Медиа Искусств Белы Булгаковой обращал на себя внимание карандашной графикой, в которой было что-то детское и брутальное одновременно.

Трейлер фильма «ТЕЛЁНОК И НОСОРОГ», реж. Бела Булгакова

Из внеконкурсной студенческой программы, кроме ролика про трейн хоп, есть еще два фильма. «Борис Магикян, или будущая кроличья лапка» Никиты Петрова и Анель Аскар, студентов Сергиево-Посадского филиала ВГИКа – коротенький сюжет про неудачливого фокусника, который сел на своего кролика, – это кукольное кино, которое сегодня почти не снимают, особенно молодые, да и кукольной технике слабо учат. Так что тут явная любовь к предмету и кукле скрадывает недостатки фильма.
Трейлер фильма «БОРИС МАГИКЯН ИЛИ БУДУЩАЯ КРОЛИЧЬЯ ЛАПКА», реж. Никита Петров и Анель Аскар
И фильм «Плюшевое горе» Салавата Конурбаева из ШАРа. Но тут тот случай, когда хорошо придуманное и снятое кино, с симпатичным дизайном и забавной анимацией, почти убито неудачным звуком. Салават сочинил сюжет про детские игры: про то, какое горе – оторванная голова у плюшевого мишки и как помпезны его торжественные похороны в песочнице, а также как легко у малышни траур сменяется на новое веселье.

Трейлер фильма «ПЛЮШЕВОЕ ГОРЕ», реж. Салават Конурбаев

Заглавное фото кадр из мультфильма «МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ КРИЧАЛ», реж. Мария Серебрякова

Share: