Лица

Короткий путь к Мультсчастью

Олег Педан – украинский аниматор, режиссер и кукольный мастер рассказывает о своем участии в фестивале Крок-2015. О том как он пришел в анимацию и об анимации в Киеве.

 

   Олег Педан – уникальное явление в украинской анимации. Своими руками он создает непревзойденные металлические шедевры –игрушки и куклы, которые воспринимаются одухотворенными и живыми. Обладая тончайшим восприятием мира, этот человек творит ежедневно из подручных, обычных средств новую правду, удивительную Сказку…
Короткий путь к Мультсчастью
Ольга ЛАПТЕВА, собкор журнала “ИсраГео” в Москве
   Мы встретились на XXII Международном анимационном фестивале КРОК. Олег входил в состав жюри, был очень занят, но нашел время побеседовать, за что ему – огромное спасибо!
   — Я нашла вас в Фейсбуке, и была просто покорена игрушками, которые вы создаете из камней, проволоки, кусочков металла…
   — В детстве я, видя, как из-за границы детям привозят подарки, думал, что никогда таких не заполучу, но смогу сделать сам. Началось с самолетиков.
   Или, например, попались на глаза ложки и пинцет — из этого родился Ложконос. Он умеет бегать, прыгать, танцевать. Я просто не могу не делать игрушки, потому что некоторые из них возникают в моем сознании и ждут этого выхода наружу. Их проще сделать, чем думать о них все время. Всего персонажей уже более тысячи. Чаще всего начинается с мелочей. Выхожу, к примеру, покурить, и вижу предмет. Возникает игрушка, рождается сюжет – из наблюдений за жизнью.
   — В этом году благодаря вам заставка КРОКа – уникальная, ни с какой другой ее просто нельзя сравнить…
   — Все это создано из металлических кусочков, ненужных пластинок, монеток, которые мне принесли друзья в мастерскую – 16 килограммов, полведра. Создавалось быстро, времени было мало. Да еще СовоКрок – спец приз, которым наградили потом фильм «Совы нежные».
   — Как же начинался ваш путь в анимацию и откуда такая феноменальная способность оживлять металл?
   — Мой дед был кузнецом, папа – инженером. Само собой сложилось мое предназначение — делать металлические куклы. Начинал я с кузнеца. Теперь преподаю в университете. Выпустил уже три потока студентов. Весь спектр жизни- между этими двумя вехами. С самого начала хотелось уникального, чего никто не умеет. В 90-е, когда мне было 25 лет, и стояла такая рыжая, глубокая осень, я шел по улице и увидел вывеску «Студия научно-популярных фильмов». Вахтер пропустил меня. В коридорах ходили люди, которых я воспринимал как богов, не меньше. Нашел кабинет директора. Он сказал: «У меня уже есть три Педана». Но дал шанс- назначил столяром.
   Художники постоянно забывали ключи. И я их всех впускал на работу, открывая кабинеты скрепкой. Однажды попалась куча лампочек. Я приделал им ручки и ножки и назвал проект «Светлая личность». Их увидел редактор студии и сказал, что у меня – готовый мир. Чтобы я немедленно начал писать сценарий. Так начался мой путь в анимации… И сразу посыпались призы…
   — Что для вас важно в работе?
   — Мне важен процесс создания. Я работал в плоской анимации. Но мне нравится объемные предметы. Создал свой сварочный аппарат, построил его «с нуля». Было схоже с революцией. Появились новые оттенки в техниках, точечки, шовчики… Хобби и профессия соединились в гармоничную комбинацию. Я не люблю ограничения. Живу, как нравится. Люблю шокировать, но в достаточных рамках.
   — Есть новые проекты в работе?
   — Делаем фильм о человеке – тряпочке. На фабрике кукол штампуют девочек. И вдруг происходит сбой. И появляется мальчик, неправильная кукла — интеллигент. Играет тема настроений и отношений. Его используют. А он иногда нарушает общий процесс, и появляются новые мальчики-куклы…
   Фильм обычно делается девять месяцев. Работают художник-постановщик, оператор, мультипликатор. Студия наша — полуразрушенное здание, на крыше растут деревья, а если зайти в подвал, возникает ощущение, что там живут мутанты… Вообще, у меня много и уже готовых сценариев, и задумок тоже. Мы обычно идем в магазин, ищем информацию, набираем ее в голову змейкой. Записываем наблюдения. Дома обсасываем, обсуждаем. Так набирается фактура с следующему мультфильму. У меня оборудована мастерская, поэтому воплощаться можно без проволочек.
   — Чего бы вам хотелось?
   — Чтобы оценили авторское кино. И у него появился зритель.
   — КРОК в отношении авторского кино — Клондайк. Он для вас меняется с годами?
   — КРОК я знаю с самого начала. Это всегда- ограниченное количество людей со своими идеями, общением. Держится на определенных личностях, интересных людях. В техническом плане появились перемены — улучшилось оснащение. Раньше были огромные катушки, пленки, расшифровки, потом кассеты VHS. А сейчас все просто.

Короткий путь к Мультсчастью

   — Вам сложно было работать в жюри?
   — В жюри я приглашен впервые. Было сложно из-за большого количества анимационного текста. Очень много сеансов. В фильмах много социальной тематики, отражения глобальной мировой тематики, поиска, внутренних сублимаций. Автор фильма хочет удивить, открывает внутренний мир. Много черного и красного – непонятного, внутренней агрессии, противоречий… Я обращаю внимание на историю в первую очередь. История должна быть занятной, затем – картинка. И в финале- что осталось, изменил ли меня этот фильм. Для меня в фильмах важна история любви. Тема настроений и отношений. В этом году много дебютов. И важно, что все – разные…
   — Гуляя по Петрозаводску, на одной из остановок КРОКа, я нашла на перекрестке четырех дорог, у светофора металлический болт. И сразу подумала о вас. Может быть, он послужит какому-то очередному вашему герою или истории? Это может быть частью КРОКа и воплощением в новый сюжет…
   — Отличный болт. Обещаю проинформировать, во что он превратится, и каково будет его воплощение в новой жизни…
   — Как обстоят дела с анимацией в Киеве?
   — Анимация — это, прежде всего, люди. Она не умирает. В Киеве много коммерческих студий, на которых «взращиваются» и трудятся отечественные аниматоры. Однако государственная система производства мультиков в лице «Укранимафильма», который на ладан дышит, давала единственную возможность снять свой, авторский фильм. Теперь же оазис украинской мультипликации на грани закрытия: разогнали всех пенсионеров, из творческих работников почти никого не осталось в штате. Процесс этот происходил постепенно. При запуске нового фильма очередного штатника переводили на контракт. Когда же сроки контракта истекали, ему говорили: «Пока!» Частнику же, который нанимает мультипликаторов на работу, авторское кино, увы, совершенно не нужно. Потому что там идет адаптация зарубежной продукции и снимается вся наша реклама. Мне даже приходилось снимать ролик для молдавского оператора мобильной связи. Владельцы частных студий — частично украинские, частично зарубежные, и даже есть руководители студий, вышедшие из “лона” “Укранима”. На одной из таких студий мне отказали в работе со словами:
   «Вы слишком опытный. Вы не сможете подчиняться двадцатилетнему человеку, который знает гораздо меньше вас».
Короткий путь к Мультсчастью
   И таких вопиющих фактов не перечислить. Ушел из жизни автор любимых всеми «Запорожских казаков» Владимир Дахно. Он умер, так и не сумев завершить последнюю работу — серию «Как казаки в хоккей играли». Два года неоконченная работа пролежала у него в столе из-за отсутствия денег, несмотря на тщетные попытки автора найти спонсоров.
   — Несмотря на сложности, что сейчас кажется важным?
   — Мне приятно, когда человеку интересно…
Share: