Обучающие статьи

Как учиться в Америке со стипендией Фулбрайта

О международной программе которая позволяет аниматорам обучаться в университетах США. Разговор с двумя студентами факультетов 2D анимации и Дизайна. Как получить стипендию Фулбрайта и участвовать в Программе. Особенности обучения и сложности с которыми пришлось столкнуться. Сколько времени занимает между подачей документов и началом учебы. Советы и планы на будущее. Разговор со стипендиатками Фулбрайта

Программа имени Фулбрайта — это культурно-научный обмен между специалистами со 160 стран. Участие могут принять студенты, выпускники, преподаватели и исследователи. Они приезжают в США, получают новые знания и опыт, которые впоследствии должны применить у себя на родине.

Редакция Telegraf.Design распросила Юлию Федорович и иллюстратора Наталию Гайду про то, как они стали степендиатами Фулбрайта, чему их учат в США, в чем отличие от дизайн-образования в Украине и что они планируют делать дальше.

Processed with VSCO with b5 preset Фото Telegraf Desing

Юлия Федорович (слева) — графический дизайнер в O Design, учится на магистратуре в University of Notre Dame по Программе имени Фулбрайта.

Наталия Гайда (справа) — иллюстратор, учится анимации в Savannah College of Art and Design по Программе имени Фулбрайта.
Расскажите, как вы попали на эту программу, как проходил отбор, сколько времени это заняло?

Юля Федорович: Программа имени Фулбрайта в Украине каждый год проводит несколько конкурсов, которые дают возможность учиться в аспирантуре, магистратуре или просто быть свободным слушателем в одном из институтах США. Чтобы принять участие, нужно написать два основательных эссе и заполнить аппликационную форму.

Когда к дедлайну осталось полтора месяца, я возвращалась из Гватемалы в США, чтобы отсюда лететь в Украину. Была немного уставшей и очевидно перегружена путешествиями и работой (я фрилансер, и во время путешествий всегда продолжала работать). Я не очень хотела подавать заявку, потому что казалось сейчас нет времени и сил.

Но в Штатах я проведала свою подругу, иллюстратора Евгению Гайдамака, которая тогда училась в Savannah College of Art and Design, тоже по Программе имени Фулбрайта. Когда я приехала, то немного погрузилась в студенческую жизнь, и меня это так впечатлило это все, что я решила поступать и села за работу.

Фото с сайта studway.com.ua

Работать над эссе лично мне было очень сложно, поскольку раньше я ничего подобного не писала. В результате я подала документы за день до дедлайна. На тот момент думала, что это лучшее, что я могу написать. Через три месяца перечитала и нашла, мягко говоря, очень много пространства для усовершенствования этих текстов.

Тем не менее, в августе меня позвали на интервью, его мы с Натальей проходили в один день – 12 сентября. Я, конечно, волновалась, но это был полезный и интересный опыт. Через неделю узнала, что получила грант на обучение, осталось вступить в университет. Для этого вначале нужно сдать экзамены: TOEFL (на знание английского) и GRE ((английской и математики). Оба я смогла сдать только со второй попытки.

Зимой мне прислали список из четырех заведений, где я могла бы учиться. Некоторые из них назначали мне скайп интервью. Думаю, во время этих интервью я не выглядела блестящим кандидатом. Почти все они происходили ночью (из-за разницы во времени), после тяжелого рабочего дня, когда мои мозги просто отказывались думать, тем более на английском.
После интервью университеты присылают предложения и совместно с Программой имени Фулбрайта решают, в какой именно университет каждый кандидат идет учиться. Таким образом весь процесс от заполнения аппликационных форм до зачисления в университет занимает примерно год.

Сейчас я обучаюсь по программе магистра по Дизайну Визуальных Коммуникаций в University of Notre Dame, штат Индиана. Эта программа является одной из небольших в университете: на мою специальность принимают только одного студента в год. В основном учатся американцы, среди студентов магистратуры у нас всего три иностранца: девушка из Пакистана, парень из Непала и я.
Всего я проведу в этом университете три года, и это не типично долго – обычно подобные программы продолжаются максимум два. При этом у нас все довольно специфично – студенты тут не столько изучают конкретные дисциплины, как работают над своими проектами. А со второго семестра все без исключения полноценно преподают. После завершения я получаю степень магистра искусств, и возможно, еще одну дополнительную ступень (Minor). В качестве второго я больше склоняюсь к специальности факультета Кино, Телевидение и Театра. Кроме этого, после программы я буду иметь право преподавать.

 

Работы Юлии Федорович Фото Telegraf Desing

Наталия Гайда: Услышала о Программе от Жени Гайдамаки, моего друга и иллюстратора, которая закончила тот же университет по Программе Фулбрайта. Подавала как все – заполняла большую анкету на сайте, писала два эссе (Personal Statement та Study Objectives), искала рекомендации.
Было очень сложно писать эссе, на самом деле – это то, чему меня лично не учили в школе: написать убедительный, логичный текст, что представляет тебя как кандидата, и может объяснить кому угодно твое сильное желание учиться или исследовать что-то. Текст должен быть понятным максимально большому количеству людей (не обязательно в комиссии будут присутствовать аниматоры или специалисты по молекулярной физике), темы могут самыми разнообразными.

Мне повезло, что были люди которые давали мне советы и помогали с вычиткой, редактированием. Это Женя Гайдамака, кончено, – собственно, бывшие фулбрайтеры и официально привлеченные к оценке кандидатур, и есть такой очень крутой круг поддержки. А также Александра Лушевская – писатель, который проживает в Штатах и получала здесь степень PhD по детской литературе. С Оксаной мы сотрудничали как автор и иллюстратор, и я очень благодарна ей, что она в меня поверила (здесь я хочу поблагодарить всех, и нашей фулбрайтовской команде во главе с Инной Барыш, и любимому Издательству Старого Льва, и Сергею Гаврилову – без вас мня здесь бы не было).

Весь процесс довольно долгий – от начала подготовки документов до начала собственно обучения в Штатах прошло полтора очень насыщенных лет.

Наталия, до этого вы работали как иллюстратор, почему решили заняться анимацией?

Всегда хотела заниматься классической 2D анимацией, это такая детская розовая мечта. Я была влюблена в персонажку, динамику, сторителинг. Собственно, в иллюстрацию я пошла по тем же причинам – хотела визуализировать истории. Но этого мало, хочется движения. Здесь во время обручения, я увидела, что несознательно использовала много именно анимационных приемов в рисовании. Это меня еще раз убедило в правильности своего выбора.

Иллюстрации Наталии Гайды Фото Telegraf Desing

Что было сложнее во время переезда? Как адаптировались, что самое абсурдное и веселое во всем этом?

Наталия Гайда Я почти не имела никаких ожиданий, потому что понимала – все равно все сложится по-другому. У меня никогда не было студенткой жизни, поскольку я училась только заочно. И сейчас все как бы начинала с нуля: живу в доме с людьми, с какими познакомилась за неделю до выезда. Все это мне в новинку, и, наверное, до этого было сложно привыкнуть.
Штаты – действительно мульти национальная страна, и это тоже момент который вначале не пугает, нет, но заставляет обратить внимание на себя. Среди людей в котором я общаюсь с – индусами, китайцами, японцы, афроамериканцы, и мне сложно вспомнить кто еще. От очень многих стереотипов (а они будут возникать, даже если ты путешествуешь, Украина – действительно мононациональная страна преимущественно, это влияет) пришлось отказаться раз и на всегда.

Вообще Савана очень специфический для Штатов город. Он исторический, именно здесь жили тети Скарлет О’Гарри из «Унесенные ветром», и через свою красоту Савана, в отличие от Атланты была сохранена во время войн конфедератов. Это очень туристический маленький городок, куда люди идут вкусно поесть, послушать истории с приведениями, снять кино. Поэтому иногда я до сих пор чувствую, что переехала из Львова во Львов.

А еще, если не учитывать туристической поездки в Индию, я ни кода не жила в субтропиках. Поэтому мне до сих пор немного удивляет разнообразие цветов на улице зимой.
Юлия Федорович: Я ехала в США в июле, правда обучение в университете началось только в конце августа. До этого я принимала участие в семинаре, где будущих студентов знакомили с особенностями жизни и обучения в США. Эти семинары – прекрасная вещь, там можно познакомиться с фулбрайтерами со всего мира. Например, у меня теперь есть друзья почти с каждой страны Латинской Америки, а также с Буркина-Фасо, Кении и даже с Бутана – это маленькая страна между Индией и Китаем. Кстати говоря, Программа имени Фулбрайта в Бутане отправляет на обучение в США только одного студента в год. С Украины едет так примерно полсотни людей.

И вот, представьте себе – за два дня до вылета я получаю посылку, в которой килограмм пять книжек – это мне университет прислал для летнего чтения. Я обреченно выложила с чемодана три платья и пальто, чтобы впихнуть как-то туда эти книжки и повезти их назад в Штаты. Теперь они лежат на полке, так и не прочитала их, если честно.

В общем я много путешествовала, поэтому переезды для меня никоим образом не связаны с трудностями. Однако в этот раз было по-другому, поскольку я приехала учиться, а это значительно сложнее чем просто переехать куда-то жить. Я резко оказалась в англоязычной академической среде, где на меня сразу ложится очень много обязанностей. Сложно было вначале: с языком, с культурными и академическими особенностями. Было чувство, как будто я пытаюсь плыть стометровку в бассейне, где воды только по щиколотки. Сейчас, кажется немного легче стало. Я по крайней мере лучше понимаю, что от меня здесь ожидают, какие у меня обязанности, что делать и что лучше избегать.

Как проходит процесс обучения: сколько длится и на что больше направленный? Какая разница в инструментарии украинский и американский специалистов?

Наталия Гайда: В Украине пока нет полноценного анимационного образования. Только какие-то отдельные курсы.

В США – это огромная отрасль с многими направлениями, и ты сам выбираешь, куда тебе идти. Прежде всего в нашем университете разделена анимация и моушн-дизайн как специальности. Внутри специальности есть специализации, и ты довольно быстро должен понять, чем ты собственно хочешь заниматься, на что обратить особенное внимание. Например, ты будешь специализироваться в анимации, риггинге, моделинге или, например, в сторибордах.
Неожиданным для меня стало то, что 2D анимация тут не в тренде – преимущественно все занимаются 3D. Но ели быть настойчивым, то можно «продвинуть» нужное тебе направление. То есть буквально, собрать толпу одно думцев, пойти к декану или написать ему. Совершенно реально, что пригласят еще учителя или посоветуют, как поступить в такой ситуации – возможно, взять предмет по другой специальности или делать индивидуальный проект.

Силлабус. Каждый предмет еще до начало детально расписан, включая дополнительные сессии и домашнее задание. Ты очень детально можешь представить, что именно тебя ждет и подготовиться. Например, сейчас у меня каникулы, но я готовилась к следующей четверти – прошла несколько курсов на linda, доступ к которой для студентов бесплатный, чтобы быть знакомой с предметом который мы будем изучать. Это надеюсь, уменьшит нагрузку, правда она все равно будет – это очень плотный поток информации.

Здесь все очень быстро. Как только я приехала и еще не успела разобраться, как и что происходит, получила письмо от профессора по основам анимации. Он просил нас срочно, на послезавтра, сделать первую пробную анимацию, чтобы оценить наш уровень. Я была в шоке, потому что не имела ни программного обеспечения, ни знаний, ничего. Поэтому пошла искать корпус на окраине городка, нашла компьютер и за два дня разобралась что к чему. И это задало такой вектор, который мне очень нравится, и так оно до сих пор. Во время обучения я уверенна, что лягу спать, зная и понимая намного больше, чем знала утром.

У нас есть девять обязательных предметов и семь на выбор. Я собираюсь учить предметы с других специальностей – с той же иллюстрации, комиксов, моушн-дизайна, театрального отдела. Здесь все открыто, и ты сам решаешь, что тебе нужно. Одно «но» – ты должен успеть попасть в нужный класс. Иногда это не просто, особенно, если профессор очень популярный – здесь существует открытая система рейтингов с отзывами.

Университет обращает большое внимание на то, чтобы каждый студент вышел конкурентоспособным специалистом. Интернатура – это обязательный предмет, есть также предметы и отдельные воркшопы по организации портфолио и, например, собеседований с работодателем. Есть проекты в коллаборации, чтобы для тебя не стала сюрпризом будущая работа в команде.

Вообще, что мне действительно нравится – все проекты тут «за жизнь», это не какие-то вымышленные предметы искусства. Мои руммейты – дизайнеры, и много вещей, которые придумали они и их друзья, реализованы. И в среде колледжа, и в самом городе – магазины, детские площадки, и что угодно. Здесь очень быстро понимаешь, ЗАЧЕМ нудно то, что ты делаешь, и не возникает вопроса мотивации.

Юлия Федорович: Я обучаюсь в департаменте Искусства, Истории Искусства и Дизайна. Тут есть шесть специальностей – керамика, скульптура, рисунок и живопись, фотография, графический дизайн и индустриальный дизайн. Каждая из них принимает по одному студенту в год.

Программа Магистра тут бесплатная. То есть если я не получила стипендию им. Фулбрайта, все равно теоретически смогла бы здесь учиться бесплатно. Минимальные деньги на жизнь все студенты зарабатывают, работая в университете. Я, например, 12 часов в неделю работаю графическим дизайнером в местном музее, а также 6 часов ассистент профессора, который преподает курс по дизайну упаковки. В следующем начальном году увольняюсь с музея и начну преподавать свой курс.

Сам процесс моего обучения организованный довольно специфично. У меня есть возможность брать только один курс, который отдаленно напоминает обучающий процесс в обычном понимании – аудитория-студенты-лекция. При этом, система позволяет мне выбрать этот курс, но мой выбор довольно ограничен: как правило я могу решить, что хочу учить современное искусство или, например, античное.

Значительную часть всего процесса занимает самообучение. Каждый семестр я обязана реализовывать масштабный проект, который закончится выставкой. Прошлого семестра мой проект был про изменение границ в Центральной Европе в двадцатом веке. В результате, я презентовала инсталляцию: комнату, на пол которой проектируется анимация того, как собственно меняются границы с годами. Кроме этого, в комнате звучат истории про политические, социальные, культурные, экономические и демографические изменения, которые испытывают люди которые живут в условиях постоянного смещения границ.

Проект Юлии Федорович про изменение границ в Центральной Европе Фото Telegraf Desing

Что планируете делать дальше, возвращаться/остаться/над чем работать?

Юлия Федорович: В следующем семестре я должна начать новый проект, и сейчас думаю над тем, что именно это будет. Меня очень интересует тема борьбы за независимость, благополучие и лучшее будущее своей страны. Имею ввиду такую борьбу, когда ты в любой момент готов умереть за свои идеалы. Интересует не столько психологическая составляющая этого явления (правда она тоже), как тяжесть всего процесса и разные формы, в которых это может проявиться. Все это, всегда было очень актуальным для Украины, однако мы на самом деле не единственная страна с такими особенностями. Проблемы в основном везде одинаковы, но способы их решения очень отличаются. Пока сложно представить, как все эти размышления можно превратить в дизайн-проект, но у меня есть еще много времени на исследования.

А относительно того, возвращаться или оставаться, то для стипендиатов Программы имени Фулбрайта такой вопрос не стоит вообще – мы обязаны вернуться в Украину и через некоторое время после окончания обучения, чтобы применить свои знания которые получили здесь. Но даже с учетом этого, мне сложно предвидеть свое будущее в далекой перспективе. Я точно хотела бы завершить обучение здесь, а также немного поработать, чтобы понять, как все устроено в дизайн-индустрии. Однако постоянно жить в США у меня желания, если честно, не возникает вообще. По моим мерам, Мексика, например, значительно комфортнее (и в целом теплее).

Наталия Гайда: Согласно Программе я могу быть тут до трех лет. По предварительному плану именно обучение занимает два года и одну четверть. Но все это гибкая система и я буду видеть, как все пойдет: где и на сколько я найду интернатуру, будет необходимо мне брать предметы онлайн, это возможно.

Относительно творческих планов, есть определенные проекты, которые я давно хочу воплотить, но про которые страшновато говорить. Это, знаете, как когда-то мне казалось, что проиллюстрировать книгу – неподъёмная вещь. Я очень боялась, как можно взять и начать, и закончить такую махину. И это действительно долго, минимум 2,5 месяца, даже с учетом ускоренных украинских дат. Сейчас я узнаю много своих страхов с прошлого, только в другой индустрии. Мне все равно немного страшно, что можно начать делать анимационный шот, закончить его и показать.

Но эти страхи постепенно снимаются. Например, в четверти у меня будет предмет, где нужно сделать такой себе псевдо мультик – это не сложно, но очень помогает преодолеть испуг. Сейчас я сосредоточенна на прикладных вещах: технических моментах, программном обеспечении и так далее. И конечно, иллюстрирую книгу.

И еще я стараюсь, насколько возможно, посмотреть Штаты. Недавно вернулась с Нью-Йорка, весной еду в Вашингтон.

Что посоветуете желающим стать стипендиатами Фулбрайта в отрасли дизайна?

Наталия Гайда: Я бы посоветовала сесть и начать что-то делать. На самом деле я слышала, что даже сама анкета может отпугнуть людей – она длинная. Я очень хорошо помню, что стало для меня поворотной точкой – как-то моя подруга Марыся Рудская предложила приехать в Лондон. Все, кто делал британскую визу (особенно фрилансеры как я) знают, что такое британская анкета. Существуют даже специальные платные консультации по ее заполнению. И я уже таки села и все оформила – с помощью, но. После этого почувствовала, что уже могу все. Нужно как-то избавиться приобретенной беспомощности и не ожидать чего-то конкретного, потому что все равно будет по-другому, чем вы ожидали. Лучше быть открытым ко всему и много работать.

Юлия Федорович: По моей Программе можно обучаться бесплатно и зарабатывать деньги на жизнь без участия в конкурсе Фулбрайта. Единственное, за что вам придется заплатить с собственного кармана – это экзамены, билет в США, виза и, возможно, еще некоторые незначительные суммы, связанные с переводом и подачей документов.

В общем в США есть приблизительно 35 университетов, которые на разных языках предлагают бесплатную программу магистров в сфере дизайна. То есть, получить образование тут – это значительно реальнее, чем может показаться на первый взгляд. Естественно, что много кто чувствует страх и неуверенность. Нужно просто в определенный момент начать этот путь и идти им шаг за шагом. Каждое следующее испытание будет сложнее за предыдущее, но справляться с ним становится все проще, потому что в процессе появляется много бесценного опыта.

Знаете, если выйти на станции метро Днепр в Киеве, и идти к реке, то вероятно вы будете переходить дорогу через подземный переход. Моя подруга называет его «переход плохих слов и хороших советов». Так вот, там на одной из стен написано: never mind the bullets. Это, наверное, лучшее, что я могу посоветовать.

Автор Ася Гарбузова

Перевод редакции

Share:

1 comment