События

Корабль с бриллиантами, или студенческие работы на фестивале Крок

На международном анимационном фестивале «Крок» завершились показы студенческих и дипломных проектов. Если студенческие работы в массе своей представляют короткие этюды и рассказы на буквально пару минут (вся категория уместилась в один показ на пару часов), то программа дипломных проектов является чуть ли не основной категорией смотра, объединяющей половину всех фильмов конкурса.

Корабль с бриллиантами, или студенческие работы на фестивале Крок

В пресс-релизе фестиваля делается акцент на рекордном количестве российских фильмов в конкурсе. Таких фильмов – 25 с совместными постановками. Столько же, сколько у Франции — традиционного лидера в анимационном образовании. При этом, во время конкурсных показов такого преимущества за Россией не замечаешь. На молодежных «Кроках» предыдущих лет бывали случаи, когда отечественные фильмы были либо слишком похожи друг на друга и явно продолжали традиции российских мастеров, либо не в лучшую сторону отличались от зарубежных работ с точки зрения, к примеру, звукового сопровождения или использования современных технологий. В этом же году российские фильмы являют собой пример хорошей авторской анимации, которую рассматриваешь как качественный продукт, жестко не связанный лишь с одной национальной мультипликационной школой.
Чего, кстати, не скажешь о выпускниках французских школ, фильмы которых становятся похожими друг на друга, используют близкие драматургические приемы. Даже обидно по первым кадрам понимать, что перед тобой – очередная серия La Poudriere или Gobelins.
Хотя Франция задает тон всей программе, которая в этом году отличается поразительным высоким качеством. «Крок» этого года, если судить по программе, – не автаркический корабль-призрак, сорвавшийся с якоря и плывущий в неизвестном фарватере, а один из галеонов с золотыми слитками, связывающих друг с другом разные анимационные миры. Причем на его борту вроде бы уже знакомые бриллианты — тенденции и традиции — играют совершенно иными, не менее интересными красками.
Про первые программы конкурса живо и подробно написала Дина Годер. Я не буду повторяться. Лишь отмечу несколько фильмов, которые стали для меня стержнем конкурса дипломных проектов.
Академия искусств Турку представлена в конкурсе великолепной работой «Без передышки» (No Time For Toes/Viis Varpaista). Кари Пиескя показал в своей 8-минутной картине весь насыщенный мир отца малолетнего ребенка и «бермудский треугольник младенца» — сон, еда и игры. Я, будучи отцом двухлетней девочки, подтверждаю: знание материала у режиссера – отменное.

Еще один лидер программы — венгерский фильм «Крольчиха и олень» (Rabbit And Deer/Nyuszi Es Oz) — создан в Университете искусств и дизайна имени Ласло Мохой-Надя. Режиссер Петер Вац филигранно рассказал историю взаимоотношений двух героев, волею судеб вынужденных жить в двух разных измерениях. Виртуозное сочетание рисованной графики и объемной анимации вылилось в поток наград и призов на международных смотрах, который продолжается до сих пор.

В Норвегии качественная кукольная анимация уже пустила корни через фильмы нашего бывшего соотечественника Петра Сапегина. И в конкурсе эта страна также представлена отличной историей «Но молоко – это важно» (But Milk Is Important) про социопата, которого начинает преследовать вполне добродушное, но неуклюжее существо. Фильм Анны Манцарис и Эйрика Грёнмо Бьёрнсен для меня стал своеобразным вариантом-изнанкой «Обиды» Анны Будановой, хотя сравнивать эти два фильма напрямую не стоит и не нужно.

Крайне иррациональный фильм «Симфония №42» венгерского режиссера Реки Бучи (Университет Мохой-Надя) с «сюрреалистическими ситуациями, основанными на взаимодействии человека и природы», заставляет с удовольствием себя пересматривать, вглядываясь в какие-то упущенные ранее детали, а также обдумывать, с какой целью бегемот всплывал из кафельного пола кухни?

Фильм Бекси Буш «Терпи и живи» (Mend And Make Do), созданный в британской NFTS, сочетает в анимационной истории приемы документалистики. Основываясь на записанном интервью, режиссер закручивает хоровод вещей и воспоминаний о первых влюбленностях и переживаниях взрослой жизни, которые прожила оптимистичная старушка Лин.

Мокументарный фильм «Эра ржавчины» (The Age Of Rust), снятый выпускниками туринской школы кино Франческо Абером и Алессандро Маттеи, рассказывает о необычном биологическом виде Petramosaurus Cavator, который сосуществует вместе с нами на планете. Жизнь и борьба экскаваторов за выживание и пищевые ресурсы поделила все человечество на противников и почитателей вида.

В программе есть и множество затянутых и притянутых работ, но, если говорить в общем, конкурс этого года настолько силен, что большинство фильмов оставляет после себя вполне позитивные чувства. Причем, многие из них я смотрю не впервые, с удовольствием замечая дополнительные нюансы повествования. Добровольный просмотр конкурсных фильмов, которые ты уже раньше видел – по-моему, отличный символ высоких стандартов смотра.
Share: