События

БЛОГ ФЕСТИВАЛЯ КРОК / ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Первую программу нынешнего молодежного Крока на корабле показали еще до того, как «Александр Радищев» отчалил от московского речного вокзала. Первый конкурсный день плыли без остановок, так что показы шли беспрерывно – три конкурсных и две ретроспективы членов жюри. От такого количества фильмов в голове все мешается, поэтому надо поскорее, не дожидаясь, пока все в воспоминаниях слипнется в одну кучу, разложить впечатления по полочкам.

Во-первых, сразу скажу: программа внятная, хорошего много, обычного студенческого туманного мрачняка на удивление мало, так что смотреть интересно, хотя, конечно, хватает фильмов, которые можно было оставить за бортом. Не потому, что они плохи, а просто потому, что они сделаны для того, чтобы показать отличные умения будущим работодателям, а чтобы сказать что-то свое. Кое-кого надо прямиком направить в Дисней, на студии будут довольны, а на авторском фестивале это не обязательно.
Итак, Программа 1. Это целиком номинация «студенческие фильмы», в смысле снятые в процессе обучения, курсовые. Рассказывать про все не буду (и русские фильмы, о которых много говорится, тоже опущу), а только про самое интересное, но в целом – восхищена уровнем студентов, которые это сняли еще посреди учебы.
В рамках / Framed Евгения Гострер / Evgenia Gostrer – девушка когда-то из России (Воронежа), учится в Касселе, работает с пластилином. Это кино я уже как-то видела, но оно все равно производит впечатление – из пластилинового поля внутри рамы, вдруг будто выплывают на поверхность и снова тонут части человеческого тела – губы, колено, руки и т.д. Очень чувственное кино, даже с какими-то эротическими обертонами.
Вот ее шоурил, где есть кусочки и отсюда
Малютка / A Thing so small Мизмор Ватцман / Mizmor Watzman – мы этот фильм уже показывали в израильской программе, это девушка из школы Сапир, кукольная история про девочку, которая не может уяснить, что бабушка умерла. Дизайн немного грубоватый, но очень внятный сценарий и прекрасные детали, с пониманием ребенка, который не может сидеть спокойно и горевать, как и вообще понять, что такое смерть.

Купальня / The bathhouse Ким Джи-Су / Kim Ji-Soo. Девушка из Южной Кореи, но учится в Калифорнее. По картинке вполне рядовое кино, но эмоционально заразительно – история про то, как люди из смурного города приходят в восточную баню, раздеваются догола и тут уже освобождаются, становятся какими-то природными телами в воде, возникает светящийся колорит и вообще ощущение чудесного.

Ветер / Wind Роберт Лебель / Robert Lobel – про этот фильм уже все писали со множества фестивалей. Прелестно придуман сам мир, где сильный ветер сносит все с месте (причем, оказывается, что он делается искусственно). Снял его студент из Германии (из Гамбурга), не отметить его невозможно, один из моих фаворитов в этой программе, даже не думала, что это не диплом, а курсовая, настолько все точно сделано.

Возвращение / Return всеми нами любимой Наташи Чернышевой, которая сняла еще в Екатеринбурге «Снежинку», а теперь отличную курсовую на полторы минуты во французской киношколе Ла Пудрийер. Ровно одна, но отлично развернутая метафора: когда я возвращаюсь взрослая в дом к бабушке, все кажется таким маленьким, но только я слышу запах бабушкиной еды, сразу снова становлюсь маленькой.

Прогулки / Wondering Софи Расин / Sophie Racine из Бельгии – просто бесконечные прогуливающиеся люди, жанр такой же традиционный (привет Ларкину), как и неисчерпаемый, а рисование красивое.

Море / The sea Зофья Домбровска / Zofia Dabrowska (так написано в каталоге, уверяют, что написание фамилии и должно выглядеть по-разному) – еще один мой фаворит в этой программе. История про море-женщину (чье полосатое платье качает волнами лодку) и моряка. Она сдувает в его сторону рыбу и кладет ему в сети ракушку с жемчужиной, а он приходит на берег с женщиной, которой подарил жемчужину. И тогда женщина-море уходит. По дизайну очень красиво – полоски-волны-рыбы.
Ровно в ше(р)сть / High wool Николай Мадертхонер и Мориц Муглер / Nikolai Maderthoner & Moritz Mugler. Еще один мой фаворит – отличная двухминутная история про кавбойскую дуэль, причем весь рисунок сделан из ниток, закрепленных булавками и летящие друг в друга пули тянут за собой нитки так, что этим полетом уничтожаются и пистолеты и сами стрелявшие. Шикарно сделано, умно и лаконично, мальчики учатся в знаменитой немецкой киноакадемии Баден-Вюртенберг.
Еще два забавных фильма: финский Стол накрыт / The table is set – снят целой командой студентов ( Анни Оя Anni Oja и еще четверо). Простенькое кукольное кино с неожиданным финалом – про барочную дамочку с огромным кринолином, которой слуга предлагает чай, а она вдруг начинает хихикать и роняет ложечки куда-то себе в платье. Когда ложечки заканчиваются, слуга лезет под кринолин и обнаруживает там мрачную компанию, которая сидит, курит, и иногда щекочет перышком даме пяточки, чтобы она хихикала и роняла ложки.
И второй, почти панковский – Хлоп! / Splat! – Алиция Блащыньска / Alicja Blaszczynska из Лодзи. Про то, как женщина пошла принять в ванну, а до нее туда за тем же прошла паучиха. Обе принялись визжать, но муж паучихи с газетой пришел раньше.

Ну и последний мой фаворит из этой программе, давно всем известный, но не становящийся от этого хуже про шарообразных, как надувные шары, зверей пустыни – Шарфари / Rolling Safari, ролики к штудгартскому фестивалю троицы из академии Баден-Вюртенберг. И думать не могла, что это сделано студентами, так остроумно и лаконично придумано и точно сделано. Тут все : www.rollinwild.com/clips.php?v=4
Теперь про Программу 2. Тут уже начинаются дипломники.
Началось с Международного дня отца Эдмундса Янсонса / Edmunds Jansons, про которого я уже сто раз писала. В нем самом есть парадокс – в его очень сдержанной интонации, которым рассказывается вроде бы простая история про птичку, которая ищет букашек, чтобы накормить птенцов – и абсолютной абсурдностью и парадоксальной перевернутостью деталей. Тут он сам играет с условностью собственного рисунка: точки-букашки оказываются точками-какашками кролика и дырочками во флейте у оркестранта, и дырочками в валяющемся дуршлаге. А с другой стороны дырочки-букашки в гнезде сливаются в черную дыру в которую падают птенцы. Попадая на луну, которая тоже оказывается дырочкой в свет, когда ночь, как дуршлаг накрывает мир. В общем, очень поэтическое кино. Причем, Эдмундс со своей обычной сдержанностью еще немного приглушил в нем поразительный поворот, про который мне рассказал его учитель Прийт Пярн и кажется я об этом еще не рассказывала. Все действие проходит во время праздника в парке. Но в тот момент, когда на птичку падает дуршлаг и она некоторое время сидит в темноте, снаружи раздается канонада и вопли. Если смотреть-слушать невнимательно, то кажется, что это салют и крики восторга. Но Пярн сказал: а что, если в парк пришел Брейвик и всех расстрелял? Вот ведь финал праздника. Зная это, слышишь, что там звуки совсем не похоже на салют, а визг – на крики «ура». Но, когда птичка освобождается, вокруг уже ночь и ничего не видно. А ведь может быть там повсюду трупы лежат…

На суше хоть весла суши / Sea Legs Олеси Щукиной, которая тоже учится во французской школе Пудрийер – милая рисованная история про моряка, который выйдя на сушу, пытается найти увиденную им в окне милую девушку. И главный трюк в том, что он после корабля совершенно не может держаться на ногах – это создает массу забавных ситуаций.

Про Пора ужинать / It’s time for supper японки Саки Мурамото / Saki Muramoto я писала из Загреба – милейшее девичье кино про город непонятных существ, совершенно максимовское и по картинке, и по сюжетному строю, и по интонации. На фестивале, где и без того много учеников Вани, оно смотрелось особенно уместно. (так же не буду повторяться про смешное Восхождение, которое сняли 5 ребят из французской школы Супинфоком – про инвалидов-альпинистов, несущих вверх статую богоматери) и про Симфонию №42 венгерки Река БучиReka Bucsi, которая уже прославилась повсюду).

Так что осталось сказать только про еще два забавных фильма из этой программы: Пляж / Beach Павла Превенски / Pawel Prewencki из Познаньской академии. – это просто пляжные зарисовки, каких множество, но сделанные с наблюдательностью и остроумием.

И второй – Мифополис / Mythopolis Александры Гетмеровой / Alexandra Hetmerova из Чехии (знаменитая школа ФАМУ) – простая история о том, как ребенок искал себе папу, а одинокой маме – мужа, но в городе, где все – карикатурные персонажи греческой мифологии (мама, например, Медуза Горгона, а застенчивый будущий папа – Циклоп).
Программа 3
Фильм А началось все в прачечной / It all started at the laundromat французской дипломницы Марион Ован / Marion Auvin – многословное, не очень внятное, но обаятельное рисованное кино про суперактивную женщину, которая все время в суете и вдруг обнаруживает среди вещей незнакомые мужские ботинки, которые сбивают ее с толку.

Я уже не раз рассказывала про фильм дипломницы лондонского королевского колледжа искусств Коктейль «Ширли Темпл» / The Shirley Templ(не знала, что это название коктейля) – стильное кино уже взявшее кучу призов. Теперь обнаружила, что эта дипломница Даниэла Шерер / Daniela Sherer – из Тель-Авива, а еще уяснила, что там в финале самоубийство девушки, которое раньше для меня было как-то смазано красотами дизайна и причудами монтажа. В общем, хорошее кино со временем нравится больше.
Вот трейлер

Как в рот воды набрали / Tongue-tied дипломницы Пудрийер Люкрес Андрэ Lucrece Andreae из разряда фильмов о человеческих типах, увиденных в кафе (этого много, как и с пляжем). Тут идет как бы игра – пары встречаются за столиком ненадолго, а потом меняются партнерами и интересно наблюдать, как происходит контакт. В центре дико застенчивый парень, к которому попадает в какой-то момент такая же застенчивая девушка, закутанная в шарф, как в домик. Ну и появляется метафорическая вода, которая их распутывает. Симпатичная рисованная анимация и есть с наблюдательностью и остроумием схваченные типы, вроде резкой басовитой тетки.
Трейлер

Зависимость / Dependence – это венгерские дипломницы Panna Horvath-Molnar &Virag Zomboracz / Панна Хорват-Мольнар и Вираг Зомборач, вообще в будапештском институте искусств МОМА в последние годы выпускники все интереснее. Тут вполне простая, но внятная, с забавной графикой, история про здоровяке с рыбного рынка, влюбленного в красотку оттуда же и о том, как он сначала терпит счастливого соперника, а потом убивает его.
Тизер

Про Голубую мечту / Blue dream немецкого выпускника Матье Штайна / Malte Stein – страннейшую историю про маленького уродца, такого крошку Цахеса, который был для женщин не просто игрушкой, – я тоже писала. Запоминающееся кино и какое-то очень немецкое, особенно по графике – каком-то искаженном общем месте.

Кроше-Нуар / Crochet noir австралийской дипломницы Джессики Харрис / Jessica Harris – кукольная анимация и в целом хорошо выдержанный нуар. Интересно в нем только одно – куклы вполне реалистические, но вязанные, это необычно выглядит.

Без передышки / No time for toes дипломника из Турку Кари Пиескя / Kari Pieska. Очень милый рисованный фильм про папу, на которого сначала падает один ребенок, потом второй, а в финале – третий. Мамы на горизонте нет и папа безостановочно в бешеном ритме их кормит, ловит, чистит зубы и укладывает. Видно, что сделано с большим пониманием предмета.

Источник здесь
Share: