Лица

История Pixar первые поражeния и первые успехи

В этой статье JuliettochkA Описала как компания Pixar досталась Стиву Джобсу. Первые успехи и неудачи. Как компания Pixar начала работать с Disney. И на что ориентировались компании в совместных проектах

Лукас поначалу оценил компанию в $30 миллионов, но, в связи с разводом с женой, разделом имущества и острой потребностью в денежных средствах, был вынужден согласиться на цену Джобса в $5 миллионов. Новым главой компании стал Элви Рэй Смит, который предложил назвать компанию лаконично Pixar.

История Pixar первые поражeния и первые успехи

Примечательно, что в это же время Disney под новым руководством Майкла Айзнера начал проект по модернизации анимационного отдела вместе с Роем Диснеем. Для этого они обратились к пиксаровским компьютерам, которые, по их мнению, соответствовали современным стандартам. Поэтому студия Disney, так стремившаяся развиваться и идти в ногу с прогрессом, стала сближаться с Pixar, сначала на уровне клиента, а потом и партнера в создании компьютерных анимационных фильмов.
Стив Джобс, будучи наполовину гением, наполовину сумасшедшим, не был заинтересован в производстве мультфильмов, он постоянно, порой с криками, настаивал на том, чтобы компания занималась исключительно оборудованием.
В итоге Pixar разделился на два дивизиона: первый, во главе с Джобсом, продолжал разрабатывать программное обеспечение, а второй, возглавляемый Кэтмуллом и Лассетером, занимался анимацией, и, в частности, представил на очередном SIGGRAPH инновационный мультфильм “Звезда цирка”.
В то время как в области анимации все шло превосходно, у Джобса возникали определенные трудности со сбытом продукции: медицинские учреждения, бывшие одними из главных клиентов Pixar, потеряли интерес из-за чрезмерного высокомерия Джобса. Компания перестала получать стабильный доход, и Стива это очень расстраивало.
Однако вскоре наметился успех: короткометражка “Оловянная игрушка”, которая создавалась исключительно с целью продемонстрировать новое программное обеспечение PhotoRealistic Renderman, стала хитом на SIGGRAPH 1988 года. Лассетер, написавший сценарий и выступивший режиссером, получил для Pixar первый “Оскар”, а его “Оловянная игрушка” стала вехой в эре компьютерных мультфильмов. Этот коротыш доказал жизнеспособность компьютерных мультфильмов в коммерческой и художественной среде.
У данного мультфильма был тот же самый источник вдохновения, что и у “Люксо-младшего”: наблюдения Лассетера за ребенком друга. К сожалению, анимация была еще не совершенна, поэтому тело ребенка казалось неестественным, непохожим на тело живого малыша, лицу также не хватало достоверности, но все эти недостатки окупились с лихвой в связи со значительным продвижением технологии вперед. Данная картина положила начало целой серии анимационных фестивалей. После такого успеха Лассетеру предложили стать режиссером в Disney, но он отказался, сказав: “Я могу согласиться и стать режиссером в Мышином доме, а могу остаться здесь и творить историю”. И это несмотря на то, что у его семьи было недостаточно средств. А кое-кому из сотрудников Disney в то же самое время даже приходилось напоминать о том, чтобы они получили заработную плату.
Джобс, впечатленный полученным Оскаром (что для него вообще было не свойственно), начал активно, а порой даже агрессивно, призывать и стимулировать анимационный отдел производить больше рекламных роликов и мультфильмов.
История Pixar первые поражeния и первые успехи
Постоянные крики Джобса и давление, оказываемое на команду, отдалили от него важных для сферы людей, которые поспешили покинуть компанию. Следующие пять лет сотрудники работали впустую, и Джобс отобрал у них акции Pixar. Результат последовал незамедлительно: массовые увольнения, плохое моральное состояние и почти полное отсутствие прибыли чуть было не поставили на студии крест.
Но в 1991 году пришла на помощь компания Disney, заключившая с Pixar соглашение на производство трех мультфильмов. Дисней предоставлял финансирование и осуществлял дистрибуцию (а позже выяснилось, что Мышиный дом намеревался контролировать и работу сценаристов), а непосредственное создание мультфильмов ложилось на Pixar. Так как в то время компьютерная анимация носила чисто экспериментальный характер, Disney хотел застраховаться от возможных финансовых потерь в случае неудачного проката.
Их первым совместным проектом была “История игрушек”, которую очень тепло встретили как зрители, так и критики, и которая буквально спасла Pixar от разорения. Для того чтобы создать достойный сюжет, сценаристы во главе с Лассетером посетили трехдневный семинар по кинодраматургии в Лос-Анджелесе, который давал небезызвестный Роберт Макки (его книга “История на миллион”, выпущенная в странах СНГ относительно недавно, пользуется невероятной популярностью у сценаристов). Его учение о взаимодействии героя и окружающей среды, о его реакциях на тот или иной посыл стали основополагающим законом в Pixar.
История Pixar первые поражeния и первые успехи
Кроме грамотного, хорошо написанного сценария Disney волновал также вопрос по поводу музыки, которой они всегда отводили очень важную роль. Pixar и Disney удалось прийти к соглашению, в результате которого игрушки не стали бы исполнять песни, но последние использовались бы в качестве фона к действию. Также важными были голоса для озвучивания. Лассетер использовал технику Disney Feature Animation. В результате ее использования голос актера должен был слиться с внешностью и действиями анимированного персонажа, таким образом, определялось соответствие голоса актера представленным им персонажем.
В фильмах с с живыми актерами проще отснять несколько дублей, а потом отобрать из них несколько более удачных, но анимация это не тот случай, здесь каждый кадр обходится очень и очень дорого. Поэтому создатели сделали для начала черновик фильма с рисованными от руки эскизами.
Любую модель, которой предстояло изменить свою форму, необходимо было оснастить элементами управления анимацией: “сочлененными переменными”, или “аварами”. Авары представляли собой места на модели, которые аниматор мог двигать. Каждый кадр проходил через руки восьми отделов: художественного, макетного, анимационного (именно здесь массивы данных и многоугольников превращались в сознательных личностей с эмоциями и чувствами), команду затушевывания (определяющих цветовую схему поверхности, ее текстуру, способность отражать свет), осветительный отдел, “фабрики визуализации” (каждый кадр требовал от 45 минут до 24 часов для визуализации, в то время как в фильме было более ста десяти тысяч кадров, работа происходила на компьютерах Sun Microsystems), команды записи, сценарного отдела (который продолжал работать, несмотря на запуск производства). Готовая анимация появлялась со скоростью примерно трех минут в неделю. И Джон Лассетер никогда не забывал о роли каждого отдельного кадра в контексте целой истории.
История Pixar первые поражeния и первые успехи
На пути создателей было множество проблем, творческих, технических и организационных, но они выстояли.
Итогом этого стали $357-миллионные сборы по всему миру (“История игрушек” стала самой кассовой лентой 1995 года и первым мультфильмом, получившим номинацию на Оскар в категории “Лучший оригинальный сценарий”). Целая плеяда компаний, ориентированных на потребительские товары, поддерживала выход данной картины. Из $145 миллионов, потраченных на рекламу, только $20 миллионов пришли от Disney, все остальное было от таких фирм как Burger King, Coca Cola, Pepsi и других. Многие компании выкладывали огромные суммы, лишь бы ассоциироваться с новым диснеевским (а по сути, пиксаровским) мультфильмом.
Далее создавались такие произведения как “Приключения Флика” и “История игрушек – 2”. Из-за первой упомянутой картины разгорелась настоящая война с DreamWorks, которые запустили похожий проект под названием “Муравей Антц”. Победителем вышел тандем Pixar/Disney, затративший на производство своего детища $120 миллионов и собравший по миру $363 миллиона сборов. Бюджет мультфильма от DreamWorks составил $105 миллионов, но собрать удалось лишь $171 миллион.
История создания “Корпорации монстров” включает в себя две судебные тяжбы и новые творческие и технические приемы. Например, у каждого из главных персонажей картины был свой ведущий аниматор, а технические специалисты, в свою очередь, занимались визуализацией шерсти, стараясь сделать ее более естественной с эффектом самозатемнения. Техники моделирования шерсти стали частью новой программы Fizt (“инструмент физики”), которая учитывала все движения, связанные с изменениями положения шерсти (эта же программа применялась и для движения тканей на теле героев). Для Салли нужно было произвести визуализацию 2 320 413 волосков. “Корпорация монстров” была одной из самых ожидаемых премьер 2001 года и перекрыла сборы от предыдущего пиксаровского мультфильма.
“В поисках Немо” стал еще одной ступенью к вершине для Pixar. Программа Fitz для Немо была специально улучшена, теперь она передавала нюансы водного пространства. Для лучшей передачи достоверности подводного мира были приглашены ведущие специалисты, занимающиеся изучением водорослей, животных, обитающих в воде, их повадок. Для создания сцены, когда Марли и Дори попадают внутрь кита, некоторым исследователям самим пришлось забраться внутрь мертвого животного.
На фото президент Pixar Стив Джобс, глава Walt Disney Studios Дик Кук и старший вице-президент Pixar Джон Лассетер на премьере мультфильма “В поисках Немо”,
18 мая 2003 года.
История Pixar первые поражeния и первые успехи
“Суперсемейка” явилась первой картиной для Pixar, где режиссером и сценаристом выступал всего лишь один человек, Брэд Берд. Он был одним из тех, кто решил показать в очередном анимационном фильме живых людей. Перед технической группой встало множество проблем, связанных с человеческой физиологией, с реалистичностью кожи. Ведущий технический специалист Рик Сэйр отметил: “В фильме было все: огонь, вода, воздух, дым, пар, взрывы и, кроме всего прочего, человеческие персонажи… Фильм превратился в настоящую пиксаровскую энциклопедию”.
“Тачки”, так не понравившиеся многим критикам, вышли в 2006 году, когда Disney приобрела студию Pixar, а на смену Майклу Айзнеру пришел Боб Айгер. С этого момента анимационный тандем, оставаясь по-прежнему одной из самых больших анимационных компаний, борется за влияние на зрительскую аудиторию с уже гораздо большим количеством появившихся студий, начиная с DreamWorks Animation и Blue Sky Studios.
Особая благодарность автору этой длинной, но познавательной статьи – -JuliettochkA-
Share: