Новости анимации

Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно – до империи Уолта Диснея

Интересный, авторский взгляд на историю анимации. Какие аниматоры работали во времена Диснея, и чем привлекали зрителя. Как развивалась анимация и чьи имена возносились на пьедестал. Редакция может не разделять мнение автора материала

Фенакистископ фотографа Эдварда Мейбриджа (1830–1904), 1893 год
Фенакистископ (или стробоскоп) — прибор, конструкция которого основана на способности сетчатки 
глаза сохранять изображения. Воспроизводит закон, на котором основана съёмка фильмов
Первые сеансы анимационного кино с треском провалились. Создатель анимаскопа Эмиль Рейно (1844–1918) с горя (и с пьяну) выбросил своё изобретение в Сену. Европейские школы анимации погубил американский конвейер разделения обязанностей, а Уолт Дисней (1901–1966) всех переиграл. Об истории развития анимационного кинематографа как искусства рассказывает иллюстратор и автор анимационных фильмов АЛЕКСАНДР ПАВЛЕНКО.
    Это было в Париже, примерно сто тридцать лет назад, осенью. Эмиль Рейно, пьяный и плачущий, вытащил свой чудесный анимаскоп в сиреневые парижские сумерки и швырнул его в Сену. Изобретение анимационного кинематографа не сделало изобретателя богатым. Сеансы первых в мире рисованных фильмов, случившиеся за десять лет до открытия братьями Люмьерами салона на бульваре Капуцинов, провалились. Месье Рейно сжёг все свои фильмы, и все, кто хоть что-нибудь в чём-нибудь понимает, до сих пор рвут на головах остатки волос, вспоминая об утрате первых в мире мультфильмов.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
   От Эмиля Рейно осталось только несколько рисунков и два рулона бумаuи с обрывками фильмов «Больной Пьеро и «Вокруг кабины», поэтому историки кино (чтобы не так обидно было) долгое время не считали его первопроходцем. И отдавали пальму первенства другому Эмилю — Колю, который по странному стечению обстоятельстd жил и злодействовал всё в том же Париже, однако устраивал показы своих фильмов на пару лет позже. Эмиль Коль рисовал замечательно, аниматором был, как говорится, от бога, и его «Фантоши» смотрятся сегодня так же здорово, как и в полузабытые времена цилиндров и кринолинов. Чуть-чуть мешает отсутствие цвета и звука, но ведь мы простим старику Колю этот пустяк, не правда ли?
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
   А потом появились американцы. Они изобрели анимационное кино почти независимо от французов и сразу стали делать на нем деньги. Милый бородатый Коль рисовал своих человечков сам, от начала до конца, но деловитые янки в клетчатых жилетах разделили функции автора сценария, художника и аниматора. Дело пошло весело и в хорошем темпе. Открывателем новых путей стал Уиндзор Мак-Кэй, маньяк и трудяга, который на протяжении нескольких десятков лет раз в неделю давал по странице невероятно красивого сюрреалистического комикса «Маленький Немо в Стране Снов», а параллельно с этим рисовал страннейшие мультфильмы про танцующих динозавров.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Это было интерактивное кино, сам мистер Мак-Кей стоял на сцене перед экраном кинотеатра и препирался со своим нарисованным героем. Уиндзор Мак-Кей разделил профессиональные функции в анимационном кино, деловые американцы подхватили его идеи, и уже к началу двадцатых годов кинорынок был завален приключениями Матта, Джеффа и клоуна Коко. Быстро снимать, быстро продавать — вот настоящий бизнес! И тонкие европейские мастера стояли в растерянности, сжимая холодеющими пальцами коробки с шедеврами, которые обошлись, увы, слишком дорого.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
В конкуренции с заокеанскими коллегами выжил только один мастер, Владислав Старевич — но он был гений. Старевич работал с куклами, его фильмы «из жизни насекомых» «Месть кинематографического оператора» и «Стрекоза и муравей» были настолько виртуозны, что первые зрители были убеждены, будто видят чудеса дрессировки живых насекомых… Сбежав от большевиков, Старевич работал в Германии и делал там до сих пор не превзойдённого «Рейнеке Лиса», рядом с ним не гениальная, а просто великая Лотта Райнигер вырезала из черной бумаги силуэты для своих теневых сказок «Приключения принца Ахмета» и «Китаец, притворившийся медведем», но в это время за океаном, в Североамериканских Соединённых Штатах, уже начал свою карьеру тот, кто на долгие десятиления уничтожил возможность развития анимации, как искуства.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Этого человека звали Уолт Дисней.
Именно в это время казалось, что анимационное искусство вот-вот перестанет быть полем для экспериментов и даст зрителю то, чего не мог дать плоско-фотографичекий кинематограф, привязанный к реальности, как каторжник к тачке. Анимации было доступно всё. Сны, галлюцинации, фантазии всех возможных (и некоторых невозможных) оттенков ждали очереди на реализацию. Александр Алексеев, уехавший из Франции в Канаду, уже снимал при помощи своего «игольчатого экрана» завораживающе странные картины «Ночь на Лысой горе» и «Мимоходом». Немцы Оскар Фишингер и Вальтер Руттманн делали абстрактные мультфильмы на музыку композиторов-авангардистов. В заснеженной Советской России по следам Старевича шёл весёлый конформист Александр Птушко с сюрреалистической фантастикой «Нового Гулливера», а Николай Ходатаев и Михаил Цехановский рисовали злобно-весёлые панк-фильмы и вводили футуризм в кино. Даже в далёкой Новой Зеландии, среди болот и татуированных дикарей маори, начинает работу мультиавангардист Лэн Лай.
Но они, даже все вместе, не могли составить конкуренцию одному Диснею.
Итак, Уолт Дисней всех переиграл.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Прекрасный рисовальщик, Уолт Дисней обладал сверх того поразительной художественной интуицией и первый понял, что главное в анимационном кино — ритм и пластика движения, а не рисунок. Он создал Микки Мауса. Он придумал Гуфи, утёнка Дональда, Плуто, Минни Маус, корову Кларабеллу и десятки других суперзвёзд. Можно сказать, он создал Вселенную современного аниматографа, затмив и вытеснив других художников. Но гораздо важнее то, что Дисней разработал сложную систему движения линий и цветовых пятен, которые почти гипнотизируют нас, как гипнотизирует пляска языков пламени. Всю жизнь Дисней не прекращал своих разработок. Но формула успеха была найдена уже в тридцатые годы. «Белоснежка и семь гномов» Уолта Диснея оказалась настолько хороша, что напрочь закрыла все возможные пути развития анимации на долгие десятилетия. Продюссеры и зрители желали только диснееобразных мультфильмов — и точка.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
В Америке разорились гениальные братья Фляйшер, изобретатели ротоскопа, авторы пучеглазого Морячка Попайя и сексапильной малышки Бетти Буп. В Канаде Александр Алексеев лишился заказов — его фильмы ничем не напоминали диснеевские поделки. Во Франции Поль Гримо не смог завершить ни один из своих оригинальнейших замыслов. В Германии Лотта Райнигер не нашла возможностей для проката. М. Цехановский и Н. Ходатаев были вынуждены прекратить свои эксперименты, их сменил «советский дисней» Александр Иванов-Вано, шарахавшийся от оригинальности, как монашка от порножурнала. Дисней смеялся, подсчитывая барыши, и выпускал фильмы, развивавшие находки и удачи «Белоснежки» до немыслимого совершенства. «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо» — какие фильмы, какой талант!
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Сергей Эйзенштейн, между прочим, встречался с Уолтом Диснеем и считал его самым умным человеком в Голливуде. А лучшим анимационным фильмом всегда называл душераздирающую драму «Бэмби» с потрясающе пластичными фигурами зверей и отвратительно нарисованными декорациями. Интересно отметить, что теневая сторона личности Великого Сказочника нет-нет, да и прорывалась на экран то жутковатой «Пляской скелетов», то откровенной мерзостью Королевы-Мачехи в «Белоснежке», то пьяным кошмаром несчастного слонёнка Дамбо, то садистским наслажением от гибели чудесного леса в «Бэмби»…
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Почти в каждом фильме Дисней давал себе волю на несколько минут и с наслаждением топтал всё, что так любили зрители в его фильмах. Однажды он затеял совместный анимационный фильм с Сальвадором Дали и наполнил тягучие минуты психоэротическими фантазиями одинокой наивной девушки, но посреди работы над проектом внезапно передумал и запер материалы в сейф. Поп-имидж был ему дороже авторского высказывания — и в этом он был эталонным художником ХХ века.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Уолт Дисней всё понимал превосходно, намного лучше, чем его поклонники и хулители. Своим любимым фильмом он называл психоделическую «Алису в Стране Чудес», которая практически провалилась в прокате в момент выпуска, но стала культом для студентов 60-х годов с томиком Сэлинджера в кармане джинсов. Кроме того, Дисней использовал в своей «Фантазии» абстрактную анимацию Оскара Фишингера — для 1940 года это был в высшей степени радикальный художественный жест! Но понимание роли авангарда Дисней оставлял для внутреннего пользования. К публике он обращался на подчёркнуто банальном языке, и публика отвечала ему любовью.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Итак, Дисней торжествовал. А за его спиной кривлялся и корчил рожи низенький толстячок Текс Эвери, не считавший этот мир лучшим из всех возможных миров. Голливудский анархист, использовавший систему студий в подрывных целях, Текс Эвери делал фильмы «в классическом стиле», но при этом выворачивал конфетный мир буржуазных сказок чёрной изнанкой наружу. Там Волк воет от восторга при виде Красной Шапочки, исполняющей стриптиз на сцене дорогого кабака. Там бульдог Спайк зверски измывается над невозмутимым Друпи. Там Сумашедший Бельчонок страдает раздвоением личности, а Козлик съедает луну…
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Кто-то назвал мистера Эвери «Францем Кафкой, насмотревшимся Уолта Диснея», и это определение почти точно. Только один маленький нюанс: Кафку несовершенство Вселенной приводило в отчаяние, а Тэкс Эвери покатывается со смеху, наблюдая, как в «Кинг Сайз» голодный кот кормит канарейку «Специальным Кормом Джамбо Гро», а потом получает по морде от канарейки, выросшей до размеров автобуса. Вся современная телевизионная анимация — от «Animaniacs» до «South Park» — произрастает оттуда, из сюрреалистического юмора фильмов Эвери.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Не один Текс Эвери готовил бунт против папаши Диснея. Два молодых нахала, Уильям Ханна и Джозеф Барбера, расплевались с шефом и покинули фирму, основав собственную студию производства невероятно дешёвых и принципиально плохих серий мультфильмов о праисторическом семействе Фреда Флинстоуна. Это мусор, trash, но оказалось, что зритель немножко устал от нечеловеческого совершенства диснеевских фильмов и хочет остренького.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Глядя на Ханна и Барбера, в пятидесятые годы и другие мастера воспряли духом. Стали развиваться национальные школы.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Во Франции Поль Гримо занялся восстановлением утраченных шедевров и в конце концов воссоздал свой полнометражный фильм «Король и Птица», утраченный в годы оккупации. Жак Превер написал сценарий по мотивам лучшей сказки Г. Х. Андерсена — «Пастушка и Трубочист» — но от Андерсена в фильме Гримо лишь несколько сюжетных мотивов и меланхолическая интонация. По сути, это антитоталитаристский памфлет в форме сентиментальной сказки.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
В Чехии Карел Земан и Иржи Трнка, играя с куклами, сделали несколько шедевров («Рука» Трнки неизменно входит во все списки лучших анимационных фильмов всех времён и народов), а в Англии венгр по имени Джон Халас взял да и нарисовал полнометражную версию «Скотного Двора» Джорджа Оруэлла…
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Всех перечислить невозможно. Но необходимо хотя бы вкратце сказать о самом необычном мастере анимационного искусства, канадце Нормане МакЛарене, который именно в пятидесятые годы вышел из подполья с добрым десятком шедевров в руках.
 Удивительная история анимации: от Эмиля Рейно - до империи Уолта Диснея
Этот парень занимает в истории анимации такое же место, как Жан-Люк Годар в кино. Каждый его фильм — эксперимент или авантюра. На десять лет позже Лэна Лая он заново изобрёл бескамерную анимацию, когда фильм процарапывается прямо на плёнке, он открыл способ рисовать на стекле прямо под камерой, создавая и одновременно уничтожая рисунок, он усовершенствовал метод пиксиляции, которым до сих пор пользуются при съёмках трюков (например, в «Matrix»), он рисовал звуковую дорожку прямо на плёнке, создавая звуки, не существующие в природе! Его открытия можно перечислять часами и, что самое удивительное, большинство его «экспериментальных» мульфильмов очень приятно смотрятся — даже сегодня.
Читать полностью в блоге автора
Share: