Лица

Денис Чернов: Что смотрят наши дети?

Режиссер-мультипликатор Денис Чернов (Смешарики) рассказывает о том что смотрят современные дети, как относятся к советским мультфильмам и почему. А также в конце статьи хронология советско-русской мультипликации, анимации США и немного об Аниме сделанная психологом, и рекомендации как относиться к анимации разных периодов родителям

 

Режиссёр-мультипликатор и многодетный отец Денис Чернов рассказал о том, чем хороши советские мультфильмы, сколько времени ребёнок может проводить перед экраном и почему китайским детям так полюбились созданные им и его командой «Смешарики».
Денис Чернов: Что смотрят наши дети?
– Денис, поставьте точку в споре – должны ли мультфильмы воспитывать ребёнка или нет?
– Несколько десятилетий назад на этот вопрос отвечали однозначно – да. В Советском Союзе мультфильм не мог просто развлекать, он должен был выполнять ещё и назидательную функцию. Так, в начале повествования герой обычно совершал какой-то плохой поступок, ему на это указывали другие персонажи, в итоге он раскаивался и вставал на путь исправления. Но, на мой взгляд, необходимости в этом нет. Воспитывать должны родители и не перекладывать эту функцию на телевизор. А мультфильм может служить неким спасательным кругом, когда нужно чем-то занять ребёнка и за это время успеть сделать свои дела. Но и здесь не стоит увлекаться – всё-таки надо контролировать то время, которое ребёнок проводит у экрана.
– Есть такие мультфильмы, про которые можно сказать, что они по-настоящему вредны для ребёнка?
– Анимация, как любое аудио- или визуальное произведение – будь то кино, живопись или музыка, – бывает сделана хорошо, а бывает плохо. Другое дело, когда продукт, явно рассчитанный на подростков, смотрит дошкольник. Здесь уже сами родители должны понимать, что не вся анимация ориентирована на детей. Ведь ты не будешь кормить годовалого ребёнка шашлыком, а подберёшь то, что ему подходит по возрасту, так и в случае с мультипликацией. А вот что действительно может сделать анимация, так это развить художественный вкус у ребёнка.
– А на какой возраст рассчитаны «Смешарики»?
– Лично я никогда не считал «Смешариков» исключительно детским мультфильмом. Это мультивозрастной продукт. Когда я был маленьким, мне всегда казалось, когда взрослые заговаривали сюсюкающим тоном, будь то мультфильм или утренник, что они меня обманывают. Мне не хотелось создавать что-то подобного рода, и, наверное, поэтому мы поднимаем так много взрослых проблем, которые совершенно незнакомы ребёнку. Но ни один родитель нас в этом не упрекнул, потому как все они подавались иносказательно и никакой прямой отсылки к ним не было. Так что наш мультфильм может быть интересен как ребёнку, так и взрослому. Малыши увидят в нём забавных персонажей, которые бегают и болтают, а взрослые разглядят житейскую мудрость.
Денис Чернов: Что смотрят наши дети?
– Как вам кажется, почему многие дети сегодня считают советские мультфильмы скучными?
– Советские мультфильмы, с точки зрения родителя, хороши тем, что они безопасны. Можно поставить любой мультфильм и быть полностью уверенным в том, что ребёнок не увидит там крамолы и резни. Но дети действительно считают их скучными. Темп повествования в современных мультфильмах, как и жизни в целом, ускорился – дети это чувствуют. Им подавай, чтобы на экране всё было ярким и мелькало. Знаковым для нашего времени стало сериальное повествование. Делается огромное количество сериалов – анимационных, телевизионных, книжных. Они имеют успех, потому как человеку не надо каждый раз напрягаться и думать, как же он относится к тому или иному художественному произведению. Он единожды сформулировал своё отношение и включает телевизор в определённое время, чтобы увидеть полюбившихся героев. И мультфильмы не исключение. Это просто примета времени, в котором мы живём, когда информации стало столько, что её становится тяжело фильтровать.
– А какими были ваши любимые мультфильмы в детстве?
– Я любил почти все мультфильмы, кроме кукольных. Они были настолько плохо сделаны, что вызывали отторжение почти у всех детей, даже тех, кто потом не стал мультипликатором. А вот больше остальных нравились, как я потом понял, похожие на диснеевские. Диснею удалось заложить тот фундамент, опираясь на который можно сделать мультфильм по-настоящему профессионально. И, по большому счёту, с тех пор мало что изменилось, кроме способов реализации.
– «Смешарики» – один из немногих российских проектов, который успешен и в других странах. Говорят даже, что в КНР сериал любят чуть ли не больше, чем в России. Есть ли рецепт, придерживаясь которого можно создать по-настоящему хороший мульт­фильм?
– Мне кажется, китайцы воспринимают наших героев как некую разновидность покемонов. Но сам смысл, по крайней мере многое из того, что мы заложили, теряется. Что касается рецепта – то его, конечно, нет. Прежде чем приступить к созданию мультфильма, как, впрочем, и любого другого произведения, следует заложить рамки. Они сдерживают от того, чтобы на выходе не получился винегрет. Это как сесть писать музыку в одной тональности, например в ре мажор, и не перейти в ми минор. Так и здесь: если ты делаешь мультфильм для детей, не должно быть расчленёнки. А главное, должно чувствоваться, что люди делали мультфильм с душой, а не ради обогащения.
 Денис Чернов: Что смотрят наши дети?
Современные дети считают советские мультфильмы скучными, предпочитая, чтобы на экране всё мелькало
А как у них
Не все мультики для детских глаз
Пару лет назад российские родители выступили единым фронтом против целого канала на нашем ТВ, на котором бесперебойно транслировались мультфильмы заморского производства. Их начинка была явно не для детских ушей и глаз. При этом наткнуться на них мог любой школьник, просто переключив канал. Из них ребёнок мог не только узнать, как появился на этот свет, но и то, как он может его покинуть разными кровавыми и жестокими способами. Ответ телевизионщиков был прост – мультфильмы, дескать, эти для взрослых, а за своими детьми надо следить. Спору нет – родители должны ответственно подходить к выбору мультфильмов. Но верно и то, что сегодня их так много, что составить верное мнение о каждом попросту невозможно.
При этом производители мультфильмов даже в те творения, которые ориентированы на детей, нет-нет да и вплетут далёкий от детского мира смысл. А если считать, что мультфильмы – это не только бездумное развлечение, пока мама чистит картошку, то и выходит, что уже с самого раннего детства ребёнку засоряют мозг.
Недавно вышедший на большой экран мультфильм о жёлто-овальных существах со смешным названием «Миньоны» подвергся критике за то, что главные герои представлены почти двуполыми. Наши родители заметили, что в одном кадре персонаж может носить лифчик, а уже в другом носить брюки и влюбиться в девушку.
Денис Чернов: Что смотрят наши дети?
Также и с сериалами. Многие родители жалуются повальным увлечением детей сериалом, где главные героини учатся в школе, флиртуют и делают всё, чем положено заниматься девочкам их возраста, правда, с одним отличием – все они зомби.
Судить о том, как изменилась анимация, можно по тому факту, что поначалу в некоторых странах обаятельного Микки-Мауса запрещали, полагая, что его может испугаться маленький зритель. Между тем сегодня существует три абсолютно разных мультфильма, объединённых одним героем, правда, в реальной жизни его традиционно смывают в унитаз, а не показывают с экрана.
хронология
Психолог Евгения Шестакова по просьбе «НВ» проследила историю развития мультипликации с момента зарождения до наших дней и дала практические советы родителям.
Советский Союз – Россия
1940–1950-е годы – рассвет мультипликационных экранизаций.
Мультфильм можно включить и заняться своими делами. Книгу придётся читать, то есть тратить на это время. Прочитав книгу и зная, что она экранизирована, посмотрите вместе с ребёнком мультфильм. А затем его обсудите. Спросите: заметил ли ребёнок отличия, что понравилось больше, что было интереснее – книга или мультфильм. И ребёнок сам вам обо всём расскажет. Мультфильмы должны не замещать книги и общение, а дополнять.
1960–1970-е годы – первая попытка осовременить мультипликацию и герои сменили книжный язык на обывательский.
Советские мультфильмы не штамповались массово, поэтому качество было значительно выше. Они формировали первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с героями ребёнок имеет возможность научиться адекватно воспринимать себя, справляться с собственными страхами, преодолевать трудности, уважительно относиться к другим. Мультфильмы помогают воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение и речь. А следовательно, им должна принадлежать не только развлекательная функция, а в первую очередь – образовательная.
Начало 2000-х – появление серии мульт­фильмов про богатырей.
Детское сознание не может в полном объёме воспринимать такие сложные сюжетные линии. Попросите пересказать исторический сюжет любого из богатырских мультфильмов. Назвать имена героев. Если он это сможет сделать, то хорошо. Художественная составляющая в мультфильме должна дополнять, а не замещать информационную.
Наше время – мультсериалы
Ярко выраженные характеры героев детских мультсериалов и отсутствие гибкости в поведенческом плане заставляют ребёнка «застревать». Герой не растёт, и ребёнок, получается, тоже. Он не развивается в эмоциональном плане. Эмоционально ограниченные герои – это символ нашего времени. У них не хватает времени для того, чтобы насладиться моментом, ждать развития событий и наблюдать за изменениями. Это не плохо и не хорошо. Геориня мультфильма «Маша и Медведь» своим поведением привносит элемент хаоса в существующий порядок и способствует превращению мира из идеального в реальный. Однако вопрос реальности – это уже совершенно другая история.
США
1930–1940-е – «Золотой век» студии Уолта Диснея.
Диснеевские мультфильмы принадлежат к двум категориям. В короткометражках постоянно происходит борьба. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно непривычно для нашего образа действия в сказках, где зло пытались перехитрить, уговорить или воздействовать с помощью волшебства. А вот полнометражные сказки Диснея совершенно иные. В них есть полноценный сюжет, где герой реализует свою мечту и, как правило, делает это не в одиночку, а с помощью друзей, высших сил, приходящей мудрости, преодолевая испытания.
1980–1990-е – мультфильмы, ориентированные на зрителя разного возраста.
Однозначно сказать, «можно или нельзя смотреть детям тот или иной мультфильм», невозможно. Я бы рекомендовала ориентироваться на три признака, указывающих на то, что мультфильм «правильный». Первый – он не должен содержать насилия, второй – отрицательный персонаж перевоспитывается в процессе сюжета и, наконец, третий – образы главных героев передают дружелюбие, сострадание, естественность и уважение к старшим и природе.
2000-е – наше время – современные высокобюджетные мультфильмы.
Современные мультфильмы сделаны по законам детского восприятия и поэтому детям нравятся. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребёнку, полезно. Из-за быстрой смены кадров у ребёнка может возникнуть логоневроз. В большинстве современных мультфильмах очень простая лексика, слов не так много, а картинки меняются быстро – это признак клипового мышления.
прямая речь
Особняком в мировой мультипликации стоят японские мультфильмы – аниме. Несмотря на свою непохожесть и даже подчас странность, они завоевали признание детей и подростков во всём мире. Почему так вышло и чему учат героини некогда легендарного мультфильма «Сейлор Мун» про девочек-волшебниц, корреспонденту «НВ» рассказала Юлия Тарасюк, создатель петербургского манга-клуба:
– Аниме в Японии неразрывно связано с комиксами – манга. Как правило, это экранизация наиболее удачных с финансовой точки зрения историй. Ориентированы они на разную аудиторию и разные возрастные группы. Например, в манге для девочек основной темой станет романтика и любовь, а для мальчиков – приключения, сражения и соревнования. Именно поэтому комиксы в Японии читают с детства и в прямом смысле до старости. С аниме всё то же самое. Когда японские мультфильмы стали показывать в нашей стране, большинство не было готово к тому, что мультфильмы бывают не только для детей. Так, у нас на экранах шли сериалы, которые у себя на родине смотрят школьники.
Те же нашумевшие «Покемоны» – продукт не для маленьких детей. Оттого одни родители не понимали своих детей-подростков, которые ими увлеклись, обвиняя их в инфантилизме: мол, уже большой, а все мультики смотришь, а другие осуждали аниме, считая, что они плохо влияют на ребёнка. Аниме действительно не сюсюкает с детьми и, например, никогда не показывает, что зло – это величина абсолютная. В нём совершенно нормально для человека сомневаться в себе и чего-то не понимать и совершать ошибки. Но аниме-герой обязательно в итоге находит себя. Более того, в отличие от большинства мультфильмов аниме не только развлекает, но и заставляет ребёнка думать, смотреть на ситуацию под разными углами и развивать критическое мышление.
Главное, что в них заложено, – это тема дружбы и взаимопонимания. Например, тот же «Сейлор Мун», так популярный в нашей стране 10–15 лет назад, учил ребёнка никогда не сдаваться, быть добрым к людям и верить в тех, кто рядом с тобой. А ещё тому, что, несмотря на успехи в школе и спорную внешность, – ты всё равно можешь быть героем. Впрочем, сегодня и в аниме многое изменилось. Так, выходящие сегодня на экран мультфильмы – в основном коммерческие проекты. Поэтому создатели выбирают для экранизации те комиксы или игры, на которых можно сделать прибыль, например продавая сопутствующие товары. Так как платёжеспособной считается взрослая часть населения, то нет ничего удивительного в том, что сегодня так мало аниме создаётся с оглядкой на детей.
Материалы полосы подготовила Александра Заспа
Share: