Обучающие статьи

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

В статье описаны секреты создания персонажей мультфильма “Ёжик в тумане”. Вы узнаете как создавался Ёжик, Рыба. Как создавались спецэффекты тумана, отражение в луже, вращение дерева и падение листа

 

   40 лет назад студией “Союзмультфильм” был выпущен “Ёжик в тумане”, получивший впоследствии более 35 международных и всесоюзных премий. В 2003 году “Ёжик в тумане” был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

«Земную жизнь, пройдя до половины…»

Как создавался мультфильм «Ёжик в тумане»

   «Союзмультфильм» выпустил «Ёжика в тумане» в 1975 году. Мультфильм был снят по мотивам сказки Сергея Козлова. Для создания оригинальных спецэффектов и особой атмосферы режиссер Юрий Норштейн и оператор Александр Жуковский применили технологии, которые в век компьютерной анимации могут показаться наивными. Однако получившийся в итоге шедевр в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов.

Как был сделан Ёжик

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

Детали и собранный персонаж Ёжик 1975. Франческа Ярбусова

   Ёжика, как и весь фильм, рисовала художник Франческа Ярбусова – жена режиссера Юрия Норштейна. Ёжик состоял из нескольких слоев прозрачной пленки, что придавало ему объемность, выразительность и фактурность. Глаза, лапы и узелок с вареньем крепились отдельно. Иголки рисовались белилами и заливались акварелью, образуя живописную вибрацию.

«Филин – это тот же Ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной» – Цитата из интервью с Юрием Нонштейном

Как снимали отражение Филина в луже

   Сначала сняли отражение всех движений фигуры Филина в воде. Лапу сделали отдельно и плескали ею воду в тазу. Запись отражения спроецировали на нарисованную лужу, а затем покадрово двигали Филина в соответствии с его отражением. Все съёмки вели с секундомером, чтобы добиться точного совпадения.

Как создавался туман

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

Схема создания тумана

В основе создания тумана лежит силуэтно-теневой принцип, использовавшийся в древнекитайском марионеточном театре. На прозрачную пленку наносилась пыль, на слое ниже находился персонаж. Чтобы погрузить персонажа в туман, стекло с персонажем просто отодвигали от туманного яруса.

   Кроме фразы про Лошадь в тумане и сцены в реке от оригинальной сказки Сергея Козлова в фильме почти ничего не осталось. Сергей Козлов вместе с Юрием Норштейном практически написали сценарий с нуля.

«Эффект тумана – главное изобразительное и драматургическое средство фильма»

Как снимали лист

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

Кадр из мультфильма “Ёжик в тумане”

Для каждой сцены покадрово снимали различные движения настоящего листа. Его держали на проволоке и поворачивали: лист падает с дерева, кружится, лежит на земле. Затем на фотопленке распечатали изображения листа, образованные сложением позитива и негатива.

«В сцене с Деревом я попросил изобразить собор»

Как снималась сцена с Деревом

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

   Ветви дерева были нарисованы на прозрачных пленках и лежали на отдельных слоях в одной плоскости, ствол же «шел» сквозь все слои. Чтобы создать впечатление поворота ствола вокруг своей оси, ветви начинали медленно вращать.

Об узелке с вареньем.

   Ёжик нес в узелке малиновое варенье для встречи с Медвежонком. Именно чаепитие с Медвежонком побудило Ёжика отправиться в путь, который привел его в туман. Возле Дерева Ёжик потерял узелок и запаниковал. Однако позже Собака вернула Ёжику его узелок, и больше он с ним не расставался.

Наброски Юрия Норштейна к музыке.

   Музыка писалась к фильму, почти покадрово. Два месяца ушло на сочинение и запись шести минут звука.

«Вся цветовая схема фильма шла к языку собаки»

Значение сцены с Собакой

Секреты мультфильма Ёжик в тумане

Кадр из мултьтфильма “Ёжик в тумане”

   Добродушная Собака возникает из тумана и возвращает Ёжику потерянный им узелок. Появление Собаки растворяет напряжение, вызванное предыдущими сценами, – она добродушно зевает во всю пасть.

«Ёжик погружается в реку Лету»

Лета – река забвения в подземном царстве мертвых в греческой мифологии. Отсюда русское выражение «кануть в Лету», то есть исчезнуть из памяти.

Как была сделана Рыба

   Рыба была составлена из кусочков полупрозрачной пленки, соединенных шарнирами. Подобная технология применялась в китайском и индонезийском кукольном театре. Китайская кукла дракона, соединенная шарнирами, держалась на тонких тростях и могла управляться несколькими кукольниками.

Как снимались мотыльки

   Свет был направлен на то место, где порхают мотыльки, однако поставлен так мягко, что «вылетающие» из цветового круга мотыльки растворялись в тени. Медвежонок с Ёжиком размещались ярусом ниже так, что тень от мотыльков попадала и на них.

О нарушении правил монтажа

   Норштейна упрекали за нарушение «географии кадра» при смене монтажного плана в этой сцене: когда мы видим Ёжика и Медвежонка со спины, они меняются местами. Однако это было сделано сознательно. При резкой смене кадров Медвежонок «прыгнул» бы в сторону, что нарушило бы пластику статичного кадра.

   «Я смотрел на ситуацию, происходящую в «Ёжике», как  на абсолютную реальность, которая могла произойти со мной. Происходит преображение мира. И происходит перемена философии этого маленького персонажа.

Бегает веселое, живое существо, и вот оно попадает в ситуацию абсолютно неадекватную и выходит из этой ситуации совершенно другим человеком. Это собственно то, что происходит с нами и в жизни»

Юрий Норштейн

Источник

Share: