Законодательство

Мультипликационный эффект анимационной студии Мельница

В статье описана краткая история студии “Мельница”, история рождения франшизы о богатырях. На какие три основные блоки делится анимация по мнению совладельца студии “Мельница”

   Столицей российской анимации, шутя, называют Санкт-Петербург профессионалы киноиндустрии. Здесь базируются самые крупные в стране студии мультипликации, чьи фильмы и сериалы собирают в прокате по 10-30 млн долларов, набирают по миллиарду онлайн-просмотров и успешно конкурируют на мировых рынках
Мультипликационный эффект анимационной студии Мельница
   Как работает студия «Мельница», где сделали фильм-номинант премии «Оскар» 2016 года, – в репортаже «Эксперта Северо-Запад».
   Гигантская драконья лапа, нарисованная красным и синим карандашами на кальке, выглядит устрашающе. Но зрители предыдущих шести фильмов о богатырях знают, что Змей Горыныч пусть и страдает растроением личности, но герой он – положительный. Седьмой фильм фольклорной франшизы «Три богатыря и Морской царь» выйдет на экраны по традиции в конце декабря. Уже февраль, а значит, надо торопиться. Фильм классический, двухмерный, почти полностью рисуется вручную, потому на производство уходит год-полтора минимум.
   Когда идешь по ярким зеленому, синему, сиреневому этажам студии, сразу чувствуешь: здесь трудятся творческие личности. Наряженный скелет сторожит один из кабинетов, на соседней двери красуется вывеска «Клуб «Диоген», на стенах – экспозиция живописных работ сотрудников. График свободный, главное – все успевать в срок. Современным аниматорам действительно нужно уметь не только рисовать, но также отлично владеть целым комплексом компьютерных программ и иметь огромный запас терпения. Но и это еще не залог успеха. «Аниматор – это артист прежде всего. Это особенность этой профессии», – рассказывает Александр Боярский.
Мультипликационный эффект анимационной студии Мельница
   Наклонные просветные столы для анимационного отдела студии выполнили по собственным чертежам на одной из петербургских фабрик. Кальку с большим трудом добывают на «Гознаке» и отправляют нарезать на другой завод. Но вот хрустящие листы сброшюрованы и закреплены на перфорационной линейке стола, карандаши отточены: все готово к работе. Аниматор рисует сцену грубо, как здесь говорят, «мясом». Одну кальку, вторую, третью… и вот всю сцену с нашим трехголовым героем можно заснять на лайн-тестер, просмотреть в виде секвенции и обсудить с режиссером. Правки внесены и согласованы, и кальки уже ждут следующие руки – художника-прорисовщика. Это очень хороший график с очень твердой рукой, который не обводит, а заново рисует героя. И заодно «фазует»: прорисовывает все промежуточные этапы движений героев. Он же прорабатывает детали: пуговицы, украшения, пряди волос. Готовые кальки сканируют и отправляют художникам-заливщикам, которые в специальных программах раскрашивают черно-белые эскизы в соответствии с единой палитрой, придуманной художником-постановщиком. Именно благодаря столь тщательной и кропотливой ручной работе все персонажи мультфильмов «Мельницы» получаются характерными и «живыми». Параллельно с героями рисуются фоны, но уже сразу на компьютере.
   И наконец, мы дошли до стадии монтажа и финального озвучания фильма. Голос Алеши Поповича и Горыныча в жизни принадлежит заслуженному артисту России Олегу Куликовичу. Свои голоса героям мультфильмов «Мельницы» подарили многие российские звезды: Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Михаил и Елизавета Боярские, Сергей Безруков, Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин и другие. Кроме диалогов нужно записать и так называемые фоли – синхронные шумы. Звуковое ателье и само рабочее место специалиста шумового озвучания напоминает комнату гоголевского Плюшкина: коллекция самых разных предметов здесь предназначена для шуршания, звона и журчания. А парой старых ботинок можно протопать по песку, гравию или сухой траве. Конечно, все эти звуки можно подобрать и в специальных базах, да и музыку записать электронную, но ничто не сравнится с живым звуком и игрой настоящего оркестра. Финал работы со звуком – перезапись и микширование всех дорожек, которых бывает до 300, в итоговые шесть по стандартам Dolby Digital.
   Работа над трехмерными анимационными фильмами и сериалами ведется сразу на компьютерах. Когда мультгерои придуманы, для каждого создается объемная модель. Сначала бесцветная, но затем художники по текстурам ее раскрашивает, имитируя разные материалы: кожу, мех, вельвет, шелк и т.д. Проводится риггинг – создание внутри трехмерной модели героя виртуального «скелета», а также задание механизмов для его движений. А дальше – собственно анимация, создание фонов и выстраивание сцен, работа с освещением и звуком. Этой осенью «Мельница» выпустит в кинопрокат свой первый полнометражный 3D-фильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», а герои сериалов «Лунтик» и «Барбоскины» получили третье измерение с самого начала. «Технологии производства фильмов и в России, и за рубежом примерно одни и те же: нарисовал – получил. Нет, конечно, все пытаются внести какие-то усовершенствования, у каждого есть свои тонкости и секреты. Но они не глобальные», – поясняет Александр Боярский.
   Технологический прорыв в анимации пришелся как раз на конец 1990-х – начало 2000-х годов, когда киноиндустрия в России переживала тяжелые времена. Американские киностудии уровня Disney сегодня ушли далеко вперед, здесь пишут ПО силами сотен программистов, неустанно его оптимизируют, иногда что-то продают, но «жизненно важные» программы держат в секрете. Каждый фильм проходит через сотни рук, прежде чем его увидят зрители. Сегодня на студии работают около 350 человек плюс специально приглашаемые специалисты.
Мультипликационный эффект анимационной студии Мельница
   Собственное здание на проспекте Большевиков «Мельница» построила к своему 15-летию. А начиналась история одной из самых успешных российских анимационных компаний с легендарного «Леннаучфильма» в 1999 году. От первого адреса на Мельничной улице и оттолкнулись, придумывая название. Тогда Александр Боярский и Валентин Васенков занимались здесь созданием музыки к фильмам и познакомились с сотрудником цеха анимации и будущим художественным руководителем «Мельницы» Константином Бронзитом. После первых опытов в анимационном кино Александр Боярский вместе с товарищем Сергеем Сельяновым официально зарегистрировали студию (на паритетных началах 50/50), собрали команду и начали работу над четырехсерийным мультфильмом «Приключения в Изумрудном городе» по заказу НТВ. Затем был первый полнометражный фильм – «Карлик Нос» (2003 год) по одноименной сказке Вильгельма Гауфа, который собрал в прокате 700 тыс. долларов, что для российского кинорынка стало своеобразным рекордом. Однажды Сергей Боярский получил письмо от студента из Днепропетровска Максима Свешникова с отрывком сценария о приключениях богатыря Алеши Поповича, в современной интерпретации. Идея и фольклорная тема пришлась по душе. Так и началась история самой успешной отечественной анимационной киносаги. И пусть сборы первого фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) не превысили производственный бюджет в 2 млн долларов, но внимание зрителя и хорошую оценку коллег лента получила. Вышедшее в 2006 году продолжение «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» также не окупилось в прокате. Но третий мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007 год) собрал уже 10 млн долларов при бюджете в 3,5 млн – пришел долгожданный успех.
   «О марже бизнеса в киноиндустрии говорить сложно, практически каждый фильм уникален. Свой бюджет на производство и рекламу, свой успех у зрителя, своя международная составляющая, – говорит совладелец студии «Мельница» Сергей Сельянов. – Это рискованный бизнес, и даже американские кинематографисты, самые главные кинематографисты планеты, тоже часто ошибаются». В случае с «богатырскими» фильмами звезды сложились удачно: четвертая, пятая и шестая ленты «прокатились» на успехе первой тройки (2010, 2012 и 2015 годы, бокс-офис соответственно 19, 31,5 и 19,3 млн долларов при бюджете 3-3,5 млн). В конце 2011 года «Мельница» закончила работу над еще одним сказочным проектом: фильм «Иван Царевич и Серый Волк» вышел на большой экран 29 декабря и стал на тот момент самым кассовым проектом российской анимации, собрав за период проката около 30 млн долларов. В январе 2016-го состоялась премьера уже третьей части этой киноистории.
   Вся анимация укрупненно делится на три главных блока. Первый – полнометражные фильмы. Как бизнес эта ниша развивается по тем же законам, что и игровое кино, конкурируя с ним за внимание зрителей. Основной доход приносит кинотеатральная дистрибуция. Оценить доход анимационной студии от фильма можно примерно так: половина средств от продаж билетов остается у кинотеатров, около 10% – у прокатных компаний. Также надо вычесть расходы на продвижение и рекламу: в среднем рекламные бюджеты российских картин, предназначенных для широкого зрителя, находятся в диапазоне 70-150 млн рублей. Размер производственных затрат зависит от того, двухмерным или трехмерным будет фильм, но в среднем придется потратить 150-300 млн рублей. Если мировой прокат тоже в планах, то бюджет еще возрастет. «Если вы ориентируетесь на экспорт, то к англоязычному озвучанию важно привлечь актеров-звезд мирового уровня, плюс взять дополнительные услуги у зарубежных коллег, например, связанные с постпродакшеном. Эти позиции могут стоить и 500 тыс. долларов, и 1 млн, и больше», – оценивает Сергей Сельянов.
   Второй блок анимации – это мультсериалы, монетизация которых происходит по другим законам. Здесь основной источник заработка – не доходы от продажи прав на показ на телевидении. Попасть на телеэкраны важно только с точки зрения рекламы, а сами отчисления обычно невелики. Главное для сериальных проектов – мерчендайзинг и лицензирование, то есть продажа прав на производство товаров под созданным брендом. «Деньги зарабатывают не сами студии, как производственные компании, а продюсерские центры и лицензионные компании при них. Тенденции здесь такие же, как в целом на рынке детских товаров: несмотря ни на какие кризисы, семьи на детях экономят в последнюю очередь, и прирост рынка по-прежнему ежегодно составляет около 10%», – говорит исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова.
   Третий блок анимации – это авторское кино, которое живет исключительно благодаря государственному финансированию и поддержке студиями «своих» авторов. Для «Мельницы» таким автором выступает режиссер с мировым именем, член Российской, Французской и Американской киноакадемий, обладатель несчетного числа международных наград Константин Бронзит. Авторское кино – это и вопрос престижа страны в мире. Здесь у России позиции сегодня сильные.

 

 

Пока каждый мультсериал событие
Борис Машковцев, директор студии «Аэроплан», доцент ВГИК:
– Сейчас мы работаем над полнометражным фильмом, развивающим успех мультсериала «Фиксики». На мой взгляд, российская анимация может успешно экспортироваться, так как по сравнению с игровым кино она более абстрактна. Дети больше открыты новому, мир анимации меньше связан с реальностью, менее политизирован и более интернационален. Однако, чтобы конкурировать на международном рынке, нужно производить сериалы целыми сезонами по 52 серии, иначе проект просто растворяется в общем мировом рынке. Но пока у нас каждый мультсериал – это событие, и на такие объемы в России мало кто вышел.
Российская анимация успешно экспортируется
Юрий Москвин, продюсер компании Wizart:
– Конкурировать с американскими гигантами Disney, Pixar, DreamWorks изначально сложно любой независимой студии мира. Речь не только о финансировании производства, но и о каналах дистрибуции. В Wizart мы не только производим, но и продаем анимационные фильмы и сериалы (свои и не только), занимаемся лицензированием. Права двух фильмов Wizart «Снежная Королева» проданы на 130 территорий, кассовые сборы превысили 30 млн долларов. Рентабельность растет – релиз второй «Снежной Королевы» всюду превзошел результаты первого фильма, прирост от 30% в Польше до 100% в Прибалтике и 250% в Южной Корее. Мы стали первым российским анимационным фильмом, вышедшим в Китае, Южной Африке, Боливии. Также мы продаем франшизу, что позволяет партнерам заработать не только на кинопрокате, но и на мерчендайзинге. Российские фильмы и сериалы уже становятся успешной экспортной продукцией. Важно предложить универсальную историю. Самый лучший товар в мире анимации – это юмор.
Share: