Лица

Кто придумал мультфильмы, десять изобретений в анимации

Уолт Дисней

Известные люди, изменившие анимацию. Кто придумал мультфильмы, и как они развивались превратившись в современные мультфильмы которые мы видим сейчас на экране.

Кто придумал применение целлулоида

Первым значимым изобретением которое помогло создавать мультфильмы произошло в 1888 году. Эмиль Рейно французский изобретатель усовершенствовал свой праксиноскоп (на фото ниже), Рейно первым нанес нарисованные изображения на 35-миллиметровую целлулоидную ленту. Применение ленты дало возможность демонстрировать движение картинок на экране. Вначале организовал импровизированный показ для знакомых. И только через четыре года, 28 октября 1892 года широкая аудитория получила возможность посмотреть на «Оптический театр». Событие состоялось в парижском музее восковых фигур Гревен. Сегодня эту дату принято считать днем рождения мировой анимации.

Параксиноскоп

Праксиноскоп / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evans с сайта tvkinoradio.ru

По-настоящему значение целлулоида при производстве элементарной анимации открыл уже американец Джон Рэндолф Брэй. Применение этого изобретения удешевило и ускорило производство анимации. А уже в январе 1914-го года он предоставил патентную заявку на изобретение метода по выведению неподвижных частей изображения (фонов, декораций) на отдельный слой полупрозрачной бумаги. Этот процесс позволил избавиться от полноценной прорисовки в каждом следующем кадре. В своей заявке Брэй также описал возможность использовать бумажные вырезки для достижения объемного эффекта. Эту технику впоследствии назвали «плоской марионеткай».


Мультфильм «Полковник Хиза-лгун» (1915)

Как придумали покадровую анимацию

Двое английских режиссеров-изобретателей Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит вошли в историю анимации как создатели первого кукольного (к сожалению, несохранившегося) мультфильма «Цирк лилипутов» (1898).

Значение этой ленты в открытии

У них получилось добиться эффекта покадрового движения. Они имитировали движение, перемещая объекты во время съемки (героями их мультфильма были деревянные игрушки) при выключенной камере. Эта технология позволила создать иллюзию непрерывного движения. Это элементарное открытие стало основой классической анимации.

Немного позже Блэктон и Стюарт создали мультипликационную серию «Комические фазы смешных лиц» (1906), при создании которой продолжали свои эксперименты уже с рисунками.


Мультфильм «Комические фазы смешных лиц» (1906)

Кто придумал графическую анимацию

Родоначальником графической анимации в ее классическом понимании считается француз Эмиль Коль. Он первым оживил рисунки человечков, которых он назвал «фантошами» («Фантасмагория или Кошмар фантоша», 1908). Для того, чтобы оживить рисунки Коль применил технику покадровой анимации. Он рисовал каждую позу вручную, впоследствии объединил каждый рисунок в единую последовательность действий.

Его одно из самых важных открытий мировой мультипликации стало объединение игрового фильма с нарисованным («Сияние испанской луны», 1909). В дальнейшем эту технику использовали в серии «Алиса в стране чудес» (1922-1927) Диснея, «Новый Гулливер» (1935) Александра Птушко и в более современном «Кто подставил кролика Роджера» (1988) Роберта Земекиса.


Мультфильм «Фантасмагория» (1908)

Как придумали ротоскоп

Спустя определенное время пришли к выводу, что в обычном оживлении простых рисунков не достаточно убедительности. Возникла необходимость в таком подходе, который позволит создавать персонажей максимально естественными.

Свой вклад в развитие анимации сделал Макс Флейшер в 1914 году. Ввел в обиход применение метода проекции кадра кинофильма на просвет сквозь кальку на которой создавали рисунок содержимого кадра. С помощью этой техники получилось достигнут большего правдоподобия движения, и мультфильм был более естественным. Изобретение в дальнейшем приобрело «ротоскоп». Совместно со своими братьями Джо и Дейвом был произведен экспериментальный фильм, в дальнейшем переросший в знаменитую серию «Из чернильницы».


Мультфильм «Время сна», реж. Дейв Флейшер (1923)

Эта техника создания мультфильмов успешно применялась Диснеем для работы со всеми человеческими персонажами, например, Белоснежкой и других известных принцесс. В советской практике «ротоскоп» получил внутристудийное название «эклер».

В 1950-х годах технологию «эклер» использовали для создания с помощью мультипликации положительных персонажей в облике людей («Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.). Некоторые источники рассказывают, что этой технике аниматоры частично доверяли, думая, что точное копирование обедняет анимацию как искусство.

Применение запечатленных на пленке актеров использовали как вспомогательный метод, который необходим для повышения опыта художников. Споры относительно допустимой степени натурализма во время использования ротоскопа продолжались длительное время. Стоит заметить, что большинство профессионалов пользовались этой техникой избирательно, рассматривая как дополнительный прием при решении сложных технических задач.

Белоснежка(1937)

Кадр из «Белоснежки» (1937) / Фото: Disney с сайта tvkinoradio.ru

Кто придумал абстрактную анимацию

Немецкие художники-абстракционисты обратились к анимации как к средству передачи чистых форм. Их бессюжетные короткометражки на первый взгляд кажутся хаотичным набором перемещений геометрических фигур и линий. Однако это не так.

«Диагональная симфония» Викинга Эггелинга (1921) и «Оптическая поэма» (1937) Оскара Фишингера стали визуальными эквивалентами музыки, где с помощью переклички света, теней и цвета подчеркивается ритм как способ выражения эмоции, звука, композиции.


Мультфильм «Оптическая поэма» (1937)

В своих экспериментах они одними из первых применили ряд необычных техник. Например, работы Вальтера Руттманна («Опусы I-IV», 1921-1925) стали первым примером использования техники ожившей живописи.

Он исследовал цветовые акценты, постепенно усложняя структуру движения предметов, вводя два и более элементов в кадр, замедляя, а затем ускоряя ритм. В его анимации оживают простейшие пейзажи (волны, солнце) и передаются ощущения (порывы ветра, дыхание).

Процесс оживления эскизов включал в себя три этапа:

  • рисунок маслом по стеклу прямо под камерой и покадровая съемка после каждого мазка;
  • комбинирование с перекладкой на втором стеклянном слое;
  • тонирование пленки и раскрашивание вручную каждого кадра.


Мультфильм «Опус II» (1921)

Опыты этих пионеров позволили добиться впечатляющих результатов следующим поколениям абстрактных аниматоров: Лен Лаю («Калейдоскоп», «Ящик с красками», 1935-1937); Стэну Брекиджу («Свет мотылька», 1963); Джону Уитни («Арабеска», 1975); Адриану Локману («Штрихкод», 2002, «Поток», 2019); Михаэлю Дюдок де Виту («Аромат чая», 2005); Нану Вангу «Поэзия пыли», 2014) и другим.


Мультфильм «Штрихкод» (2002)

Кто придумал потоковое производство анимации

Имя Уолта Диснея не нуждается в особом представлении, а перечисление его заслуг перед анимацией может занять не одну страницу: использование звука («Пароходик Вилли», 1928), цвета («Цветы и деревья», 1932), съемка полнометражного мультфильма («Белоснежка и семь гномов», 1937), ксерография («101 далматинец», 1961) и достижение небывалого уровня профессионализма в ритме, проработке облика персонажей и детализации фонов.

Справедливо заметить, что Дисней не был новатором в области многих технических решений. К примеру, первым полнометражным анимационным фильмов считается El Apostol аргентинского режиссера Квирини Кристиани. А многие из важных визуальных находок были предложены его коллегой — аниматором Абом Айверксом, создавшим Кролика Освальда и Микки Мауса.


Мультфильм «Цветы и деревья» (1932)

Однако главным достижением Уолтера является выведение анимации на коммерческий уровень. Дисней сумел объединить разрозненное производство мультфильмов в единую систему и добиться безоговорочного признания мультипликации широкой аудиторией. Он принял активное участие в становлении анимации как отдельного коммерческого формата.

Для развития анимации важными стали и его нововведения в области организации труда: разделение аниматоров по специализациям (гэги, сюжет, эмоции, характерные черты персонажей и т.д.); проведение обучающих семинаров и мастер-классов для работников студии.


Создание мультфильма «Белоснежка» (1937)

Система потокового производства, построенная Диснеем, явилась образцом для создания российской студии «Союзмультфильм».

Disney по сей день является брендом и эталоном качества, хотя в разные годы с ним успешно конкурировали многие анимационные студии.

Как появилась бескамерная анимация

Продолжатель традиций абстрактной анимации канадец Норман Макларен в 1930-х годах начал экспериментировать со съемкой анимационных фильмов без использования камеры. Сначала он просто смывал эмульсии с бракованной кинокопии и на прозрачной целлулоидной ленте рисовал изображение, не придерживаясь при этом покадрового разделения. Для передачи пространства он использовал эффекты пикселизации и наложения.

Позднее, бескамерным методом он создал ряд фильмов, работая под руководством документалиста Джона Грирсона в Канадском Национальном управлении кинематографией. Также Норману принадлежит идея метода «фундус», позволяющая менять форму и цветовую гамму рисунков. Для этого он сконструировал специальный стол с тремя сменными плоскостями. Макларену удалось прийти и к ряду революционных заключений в синхронизации анимации с музыкой.


Мультфильм «Мерцающая пустота» (1955)

Как появилась тотальная анимация

Тотальной анимацией принято считать движение фона вокруг персонажа, или совместное движение фона по отношению к персонажу и персонажа. В Америке первооткрывателем быль Дисней. В СССР принято считать, что первый мультфильм в котором была применена эта техника «Почта» Михаила Цехановского. Мультфильм появился в 1929 году. Эта анимация сделала переворот в киноиндустрии СССР. Именно после выхода этой анимации, мультфильмы стали считать, как самостоятельную разновидность в искусстве.


Мультфильм «Ночь на лысой горе» (1933)

Тотализация до сих пор считается одной из самых сложных анимационных техник. Как правило, к ней прибегают для создания отдельных эпизодов длиной до нескольких секунд, хотя есть мультфильмы, полностью сделанные в тотальной анимации, например, «Завтрак на траве» (1987) эстонского режиссера Прийта Пярна.


Мультфильм «Завтрак на траве» (1987)

С развитием компьютерных технологий оцифровка заднего плана стала менее энергозатратной, но все же применяется реже стандартного подхода со статичным фоном.

Кто придумал компьютерную анимацию

История создания компьютерной анимации начинается с 1950-х годов. Самые первые, пока не уверенные шаги делались на многих материках нашей планеты. А серьезный скачек был в 1960-х босле которого началось стремительное движение в перед. В 1962 году американский ученый Айвен Сазерленд разработал систему Sketchpad, которая позволяет управлять изображением на экране компьютера. За нее он получил премию Алана Тьюринга.

Уже в 1963 году студия Disney применила систему Audio Anomatronics, которая привела в движение компьютерные модели животного и человека. Цифровые технологии постепенно стали захватывать мир анимации.

Но первым, кто применил компьютерную графику в творческих целях, стал венгерский аниматор Петер Фёльдеш, показавший в 1971 на фестивале в Аннеси свой мультфильм «Метаданные».


Мультфильм «Метаданные» (1971)

Кто придумал 3D-анимацию

Первой экспериментальной работой в технике 3D-анимации считается короткометражка «Компьютерная анимация руки» (1971). Ее создали два студента: Эдвин Кэтмулл (ставший позже президентом Disney и Pixar) и Фред Парк, будущий ученый в области компьютерной инженерии.


Компьютерная анимация руки (1971)

Эстафету объемной анимации подхватил Джордж Лукас, применив 3D в «Звездных войнах» (1977) и студия Disney в фильме «Черная дыра» (1979), а первым мультфильмом, выполненным в новой технологии стала полнометражная «История игрушек» (1995) Джона Лассетера.

Источник и заглавное фото TvKinoRadio

Share: