Обучающие статьи

Приемы: “Слепое пятно” в изображении

В статье  Миша Сафронов (Педагог и мультипликатор) — который создал такие сериалы: «Летающие звери»,  «Машинки», «Малыши». Расскажет о видах пустоты в кадре, с кратким описанием, а также иллюстрациями в качестве которых выступают кадры из мультфильмов. Михаил Сафонов является автором книги «Вообразительное искусство» — в которой описана пустота в кадре, почему она должна быть, и как с ней работать.

Речь пойдет не в прямом смысле о слепом пятне, которое возникает из физиологии человеческого глаза, а о «слепом пятне», которое появляется в изображении специально, по задумке авторов. Слепое пятно — та область на экране, куда зритель не смотрит, потому что там мало информации. Зачем оно нужно? Чтобы управлять вниманием зрителя, чтобы он смотрел туда, куда хочет автор. Это прагматическая задача для режиссера. Не менее важно, что слепое пятно необходимо для композиции, ведь фактически это — пустота, а без пустоты композиции не бывает. Получается уже эстетическая задача.

 

Рассмотрим анимационные фильмы и приемы работы с пустотой в изображении. Для анимационного кино, в отличие от игрового, изобразительной пустоты достигнуть легче, ведь анимационное изображение более условно.

Естественная пустота

 

Действие всегда происходит где-то, в какой-то локации, в каком-то месте, которое будет диктовать изобразительные условия и обстоятельства. Пустота в кадре может быть органичной и знакомой — например, пустое небо или море, пустая стена или поверхность.

Кадр из мультфильма «Красная черепаха» (2017) / Фото: Toho

 

Когда есть изобразительная пустота, есть на что опереться — любой герой или деталь будут естественным образом выделятся. Можно строить композицию, а потом и мизансцену. В фильме Мишеля Дюдока Де Вита «Красная черепаха» (2017) необитаемый остров как единственное место действия задает лаконичность изображения всей истории: фоном для героя становится органичная пустота скупого пространства.

Однородное множество элементов

 

Слепое пятно возникает не только из отсутствия визуальной информации, но также из повторения, когда один элемент изображения становится множеством равноценных элементов. Это могут быть размноженные предметы, объекты, деревья, дома и так далее. Если они одинаковы, то превращаются в «пустое» поле, в «слепое пятно».

 

Однородность изображения лишает его информативности. Пустым визуальным элементом может быть и человек: множество людей — толпа. Например, зрители в зрительном зале. Если у вас нет специальной задачи показать их разными, то вы будете показывать их одним множеством, они превратятся в слепое пятно.

 

В фильме Сатоси Кона «Паприка» (2006) мы видим множество одинаковых зрителей в цирке. В кадр входит герой и, конечно, наше внимание теперь на нем. Во-первых, потому что любое движение выигрывает у статики, ведь движение — это изменение, а статика — это отсутствие изменений. Во-вторых, потому что герой стоит на переднем плане и крупнее, чем зрители на заднем. Герой выделяется своей крупностью. В-третьих, потому что зрители стали лишь фоном для него. Из этого возникает диагональная композиция кадра и напряжение от противопоставления двух направлений движения внутри кадра — зрители смотрят слева направо, герой входит справа налево.

Дальше мы можем увидеть, что выделение героя на фоне может быть решено даже таким простым театральным приемом, как луч света. Цирк как место действия в этом эпизоде оправдывает такой приём. Выделение светом означает затемнение остальной части изображения, создания изобразительной пустоты. Направленный свет может быть от уличного фонаря, настольной лампы, карманного фонарика и так далее, но если представить освещение с обратной стороны через затемнение, то очевидно, что нужно всего лишь перекрыть чем-то сильный источник света: стеной, деревом, героем и так далее.

Пустота условности

 

Именно в анимации изобразительная пустота возможна в самом прямом смысле. Поскольку изображение в анимации создается руками, а не заимствуется из реального мира, то слепое пятно будет работать еще и на производственные задачи. Чем меньше нужно рисовать, тем легче и быстрее завершить кино.

В фильме Исао Такахата «Мои соседи Ямада» (1999) общее визуальное решение фильма построено именно на работе со слепым пятном — изображение даже не достигает рамки кадра, оно как будто лишь намечено, осталось только в наброске, растворилось. Нас интересует содержательно лишь то, про что идет речь, поэтому остальное просто отсутствует за ненадобностью.

И на этом визуальном решении построена отдельная игра в этом фильме — например, собака, которая идет на поводке, появляется постепенно, как будто прорисовывается прямо сейчас. И сначала мы видим на экране как на поводке идут только глаза собаки! Конечно, такой во многом технический прием возможен только в анимации, где изображение может быть настолько условным.

Стилистическая пустота

 

С точки зрения построения кадра — чем меньше информации в изображении, тем легче и острее работать с композицией. В фильме «Принцы и принцессы» (2000) Мишеля Осело персонажи представляют собой лишь силуэты и лишены какой-либо конкретики внутри своего контура. Это дает возможность работать с персонажем в композиции как с геометрической фигурой, как с пятном. Силуэты акцентируют композицию, становятся композиционно более выразительными, нежели обычные прорисованные персонажи, таким образом, сами персонажи могут представлять собой изобразительную пустоту.

Пустота хаоса

 

Изобразительная пустота может рождаться и из пресыщенности. Если кадр набит разнородным, но равноценным изображением до отказа, то впечатление будет только одно — это пустое изображение с минимальным смыслом.

В фильме Але Абреу «Мальчик и мир» (2014) есть противопоставление гармоничной природы и большого города. Город изображен набитым до отказа, даже не вмещающимся в рамки кадра. Специальное заполнение пространства кадра может работать для создания слепого пятна, вызывающего у зрителя ощущение пресыщенности, хаоса, чрезмерности.

Кадр из мультфильма «Мальчик и мир» (2014) / Фото: Espaço Filmes

Тут стоит обратить внимание, что в отличие от статичной картинки, например, иллюстрации в книге, киноизображение или кинокадр всегда существует в ограниченом времени, имеет длительность. Если бы зритель имел возможность продолжительное время рассматривать город, то он смог бы заметить множество подробностей, глубже проникнуть в композицию, оценить работу художника, но в фильме эта сцена длится всего несколько секунд и возможности долгого общения с изображением у зрителя нет, только быстрое впечатление. Таким образом, фильм сразу задает правила игры, и зритель пытается уловить всю визуальную информацию «как можно скорее».

Пустота переднего плана

 

Очевидный прием создания пустого пространства в кадре — перекрыть более отдаленный план, на котором происходит действие. Достаточно взять ракурс на действие через передний план, на котором могут быть предметы, какие-то детали или другой герой, вы сможете в прямом смысле обрезать ваш смысловой кадр или даже создать таким образом полиэкран.

Кадр из мультфильма «Аврил и поддельный мир» (2015) / Фото: StudioCanal

Этот прием настолько часто используется в игровом кино, что на него уже не обращаешь внимания, и та анимация, которая тяготеет именно к игровому кино, наследует его. Если камера «выглядывает из-за угла», то стена на переднем плане четкой вертикальной линией отрежет часть кадра, но детали на переднем плане могут иметь и более интересные формы (линии обреза). В фильме «Аврил и поддельный мир» (2015) Кристиана Димара и Франка Экинджи героиня снята сквозь глаз огромной статуи, внутри головы которой находится комната. У рамки смыслового кадра здесь не просто интересный край — она создает образ.

Пустота оптики

 

Кадр из мультфильма «Астигматизм» (2013) / Фото: Nicolai Troshinsky

В фильме Николая Трошинского «Астигматизм» (2013) игра со слепым пятном происходит в прямом смысле — изображение по большей части размыто и это оправдано тем, что главный герой потерял очки. Слепое пятно скачет с переднего на дальний план и обратно, отсекая всё лишнее и собирая внимание зрителя именно там, где нужно автору.

Пустота крупности

 

Слепое пятно напрямую зависит от крупности — чем более крупный план вы снимаете, тем больше пустого пространства в кадре у вас возникнет. Герой на общем плане виден во весь рост, но как только вы начинаете приближаться к нему камерой, все меньше деталей попадает в рамку кадра и все больше возникает пустого изображения. Именно из-за этого любой крупный кадр требует меньше экранного времени для восприятия, нежели общий — крупный кадр всегда менее изобразительно информативен. Для анимационного кино это вызывает отдельные трудности, ведь крупно показать лицо актера на весь экран не проблема, а нарисованное лицо максимально условно.

Пустота темноты

 

Пустоту можно оправдать темнотой — в фильме Алена Ганьоля и Жан-Лупа Фелисиоли «Кошачья жизнь» (2010) героиня прячется от бандитов в шкафчике. Когда ее находят, вокруг нее слепое пятно естественным образом представляет темноту. Встык идет сцена, где бандит приоткрывает дверцу шкафчика, и в ней четко видны «естественные полиэкраны» — фокус внимания зрителя сразу и неизбежно падает на лицо героя, потому что слева и справа изображение перекрыто четкими линиями переднего плана, то есть дверцами шкафчика.

Итак, слепое пятно или изобразительная пустота может достигаться в в анимационной сцене разными приёмами — минималистичным фоном, художественным приёмом условности пространства, размытием или затемнением изображения, размножением отдельных деталей, созданием информационно однородного изображения, перекрытием переднего плана и другими. Изобразительная пустота необходима для фокусировки внимания зрителя, для создания композиции и мизансцены. Автор может закрыть на это глаза и не обращать на слепое пятно никакого внимания, но иметь дело с изобразительной пустотой придется в любом случае, ее будут диктовать место действия, события и детали истории.

Исходник статьи здесь

 

Share: