Обучающие статьи

Готовьтесь пройти по доске

Книга известной преподавательницы анимации, профессора, аниматора и режиссера Нэнси Биман (Nancy Beiman) “Prepare to Board! Creating Story and Characters for Animation Features and Shorts”, посвященная, пожалуй, ключевому, но в то же время мало кем раскрытому по-настоящему этапу анимационного производства – разработке анимационного сценария, тому, что можно условно назвать, раскадровкой (storyboarding)

    Итак, вы хотите заниматься анимацией! Вы молоды, талантливы, целеустремленны и амбициозны. Вас не пугает дефицит денежных средств, людских ресурсов, материальной базы, средств распространения и вообще всего того, что, так или иначе, необходимо для самовыражения в анимации. Вдохновившись свежим голливудским анимационным хитом или наоборот очередным шедевром авторского анимационного кино, вы решаете создать нечто свое. Имея за спиной художественное образование, вы лихо рисуете, пробуете свои силы в простейшей анимации, собрали преданную команду сподвижников, одержимых идеей повторить подвиги Уолта Диснея. Но время идет, а проект не клеится. Конечно, проделана большая работа. Придумано множество персонажей, сделано множество анимационных тестов, нарисованы какие-никакие раскадровки отдельных сцен, найдены актеры для озвучивания, решен вопрос с музыкальным сопровождением. Однако нет ясности в вопросе, что именно хочется рассказать! Истории не видно конца, она “разбегается” в разные стороны, а раскадрованные “самые зрелищные” сцены никак не стыкуются друг с другом. В вашем воображении рисуются захватывающие приключения, но в попытках перенести действие на бумагу вы быстро попадает в тупиковую ситуацию, когда не знаете, что же будет дальше… Как рассчитать и не потратить драгоценные силы впустую? Как понять, что в сюжете главное, а что второстепенное? Как избежать очевидных ошибок? Как, в конце концов, избавиться от необходимости изобретать велосипед? Знакомо?
    А описанные проблемы возникают от элементарной неграмотности в вопросах анимационного производства, особенно в том, что касается искусства написания сценария анимационного фильма. И не мудрено! Ведь литературы на подобную тему в наших книжных магазинах нет. Что же делать? На данный момент выход один – искать литературу на Западе. Тем более что именно сейчас появляется все больше замечательных учебников. С одним из них мне довелось познакомиться. Не так давно известная преподавательница анимации, профессор, аниматор и режиссер Нэнси Биман (Nancy Beiman) опубликовала замечательный труд “Prepare to Board! Creating Story and Characters for Animation Features and Shorts”, посвященный, пожалуй, ключевому, но в то же время мало кем раскрытому по-настоящему этапу анимационного производства – разработке анимационного сценария, тому, что можно условно назвать, раскадровкой (storyboarding)
    В отличие от близкой по теме книги Дона Блата The Art of Storyboarding, труд Нэнси куда более внушительный, исчерпывающий и академический. До прочтения этой книги я даже не представлял, что процесс создания сценария вообще можно систематизировать. Ведь этот сложнейший этап является “крепким орешком” даже для таких опытных и хорошо отлаженных студийных систем, как диснеевская, например. Однако опытному профессионалу и чертовски умной женщине удалось разложить по полочкам все тонкости, нюансы, приемы.
    Начиная с советов, как и где найти идеи для собственного сюжета, Нэнси касается таких очевидно важных вопросов, как разница между раскадровками для кино, мультсериалов, полнометражных мультфильмов и комиксов, определение конфликта, использование формы, силуэтов и текстур в дизайне персонажей, применение цвета, деление сценария на последовательности и расстановка приоритетов в графике работы над сценарием. С точки зрения Нэнси сценарий неотрывно связан с разработкой персонажей, в том числе и с поиском их внешнего облика. Поэтому, неудивительно, что анимационный учебник богато иллюстрирован и содержит в себе массу примеров простых и эффективных подходов, распространенных ошибок и путей их решения. Казалось бы, этого больше чем достаточно, но Нэнси идет дальше и дает понять, что даже такие моменты как способ представления собственной раскадровки публике, коллегам или прямому руководителю важны не менее чем сама история. В книге даны четкие рекомендации о том, как лучше оформить раскадрованную доску, как нумеровать и оптимизировать количество “окон”, как акцентировать внимание на деталях, как сделать так, чтобы доска читалась с большого расстояния, как удержать внимание публики и так далее.
    Важно, что книга не проводит принципиальной разницы между традиционным рисованным кино и компьютерной трехмерной анимацией. Таким образом, на нее стоит обратить внимание, как поклонникам карандаша, так и адептам 3D.
    При всем при этом у меня нет никаких сомнений в том, что данная книга пригодится не только любителям и студентам, но также и людям, занимающимся анимацией профессионально. Ситуации, когда продюсеры “выкапывают” сценаристов-самородков с “потрясающей” сценарной заявкой, но с полным отсутствием понимания того, как снимаются мультфильмы, и, вкладывая в будущую анимационную ленту миллионы долларов, получают на гора многократно сорванные сроки, пересъемки, перерасход средств и, в конечном счете, завернутую в красивую (если повезет) картинку, законченную впопыхах совершенно заурядную, скучную, надуманную историю, очень даже не редки. Особенно это характерно для нашей страны! Подчас работа кипит, но напоминает деятельность лебедя, рака и щуки. Режиссер никак не может определиться с тем, что же именно он хочет, а аниматоры создают черновой мультипликат, не имея на руках законченных модельных листов персонажей. При этом, когда выясняется, что сценарий нужно изменить, оказывается, что сцены уже анимированы, и что делать дальше не знает никто! А рядом другие проблемы. Один аниматор никак не сообразит, как заставить своего персонажа обнять другого, ведь его модель этого не предусматривает – его руки слишком коротки. По соседству композеры хватаются за голову, когда понимают, что уже анимированный персонаж никак не стыкуется с данными декорациями, так как слишком мал для них, а менять декорации нельзя – вся сцена на них повязана! Результатом всего этого становятся вполне ощутимые убытки, разочарование в анимации, как носителе информации, увольнение штата художников, подрыв зрительского доверия. А ведь в корне многих подобных проблем лежат ошибки, заложенные или недосмотренные на этапе создания сценария.
    Очевидно, что одна единственная книга, о которой я сегодня говорю, не решит все проблемы ни для энтузиастов, желающих попробовать себя в анимации, ни тем более для собственно анимационного бизнеса нашей страны, однако знакомство с нею очень даже рекомендуется. Возможно, для кого-то “Prepare to Board!” могла бы даже стать настольной книгой. Желая рассказать об издании посетителям моего сайта, я обратился к Нэнси Биман с просьбой разрешить публикацию хотя бы фрагмента книги “Prepare to Board” на страницах моего сайта, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и Нэнси любезно согласилась. При этом она попросила сообщить моим гостям, что сама имеет частично русские корни – семья матери ее отца когда-то уехала из России.
    Итак, прошу знакомиться. Могу лишь надеяться, что мой перевод (к сожалению, издания “Prepare to Board!” на русском языке пока не существует) достаточно точно передает ту лаконичность и в то же время насыщенность полезной информацией, что вложила в текст Нэнси. Я не стремился к литературности, напротив хотел добиться ощущения прямого эфира, когда читатель как бы слышит “синхронный” перевод слов автора, а потому избегал “отсебятины”, излишних пояснений и расшифровок.
    Приобрести книгу можно, например, в онлайн магазине Амазон
За статью спасибо Алексею Кобелеву. Источник здесь
Share: