Лица

Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной

«Алиса знает, что делать!» – проект сравнительно новый и, несомненно, очень амбициозный. Это первый масштабный российский отечественный мультипликационный проект для школьников и подростков, первый наш полновесный детский сериал с получасовыми (26 мин.) сериями да и вообще много в чем “Алиса” оказалась первопроходцем

Елена Маленкина «Мы не ставим перед собой цели делать “Тайну Третьей планеты” №2»

 Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
«Алиса знает, что делать!» – проект сравнительно новый и, несомненно, очень амбициозный. Это первый масштабный российский  отечественный мультипликационный проект для школьников и подростков, первый наш полновесный детский сериал с получасовыми (26 мин.) сериями да и вообще много в чем “Алиса” оказалась первопроходцем. О трудностях этого пути, премьере новых серий на СТС и о задачах, которые ставят перед собой создатели проекта, его инициатор и креативный продюсер Елена Маленкина рассказала kino-teatr.ru
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
О сериале
 
Сейчас, когда речь заходит о детских проектах, есть определенные общественные ожидания и даже своего рода социальный запрос на то, чтобы проект был не просто развлекательным, но и нес какую-то дополнительную функцию: воспитательную, образовательную, не знаю, патриотическую. На кого рассчитан сериал «Алиса знает, что делать!» и есть ли в нем вот такой дополнительный социальный смысл?
В советское время на создание телевизионного контента для детей и подростков работала целая медиаиндустрия: государство заказывало кинокомпаниям и студиям производство правильно ориентированных фильмов. Киностудия им. Горького, Одесская и Свердловская киностудии выпускали проекты, ставшие со временем классикой детского кино и легендами нашего детства. «Приключения электроника», «Гостья из будущего», «Вам и не снилось» и многие другие замечательные фильмы были ориентированы на вопросы взросления и становления личности советских подростков. С развалом СССР вопрос идеологического и социального развития подрастающего поколения на много лет выпал из поля интересов государства. И только последнее десятилетие благодаря энтузиастам медийное пространство для детей начало заполняться новыми проектами. «Смешарики», «Лунтик», «Фиксики», «Маша и медведь» – примеры успешных франшиз, ориентированных на дошкольную аудиторию. Однако более старшая аудитория по-прежнему остается в забвении. «Алиса знает, что делать!» – это первый российский проект, адресованный младшей подростковой аудитории. Той самой, что в наше время бредила миелофоном и завидовала Сереже Сыроежкину.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Наши основные зрители – это 1-4 класс, те ребята, которые начинают ощущать себя достаточно самостоятельными и пробуют адаптироваться в окружающей их действительности. Это очень важный возраст для становления ребенка как личности. Детям очень нужны примеры, как себя вести в этом обществе, как выходить из сложных ситуаций, взаимодействовать с миром взрослых, природой, самим собой, наконец. Так что мы через сериал говорим с детьми на разные важные темы. Для нас важно показать, что какие бы сложности не встретились на пути наших героев, настоящая дружба поможет решить любую проблему. Главное – не сдаваться!
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Дружба – это такая общая тема, а какие более конкретные проблемы поднимаются в сериях?
Одна из наших новых серий «Не родись красивым!» посвящена вопросам толерантности. В класс приходит мальчик-инопланетянин, внешне не похожий на наших ребят. Над ним смеются, не хотят дружить. И потом, когда оказывается, что внешность обманчива, для ребят это становится хорошим уроком.
Но есть серии, в которых мы стараемся говорить о более сложных вещах. Например, в серии «Гуманитарная помощь» мы показываем целую планету, которую засыпало пеплом вулкана и которой помогает вся галактика. Однако народ этой планеты, постоянно получая гуманитарную помощь, перестает даже думать о возможности возрождения своей земли.
В серии «Энергия прошлого» мы поднимаем вопрос важности истории, корней. На примере детской фотографии Алисы мы показываем, насколько важно бережно относиться к своему прошлому, потому что без прошлого нет настоящего и будущего.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
То есть акцент на социальных и межличностных проблемах. А как насчет научной фантастики? Или у вас нет задачи делать научно-фантастический сериал, а планеты и полеты – это только своего рода декорация?
Конечно же, наш сериал, в первую очередь, приключенческий. Поэтому для научной фантастики мы стараемся найти правильное место. Замечательная серия «Воскресная уклонистка» как раз научно-фантастическая, в ней наша Алиса борется с собственными клонами. При этом задача первого сезона была больше в том, чтобы познакомить зрителя с главными героями, их миром. А в новых сезонах, конечно, будет больше путешествий во времени, в параллельные миры, в общем – фантастики.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
А развитие технологий? Взаимоотношения людей с кнопками и гаджетами? Это же очень важная для современных детей тема.
Кнопкам у нас будет посвящена последняя, 24-я серия сезона. Ребята будут снова командой, и у них будет дилемма между кнопками и «некнопками», условно говоря. Они сначала выберут кнопки, поймут, чем это опасно, и вернутся к самим себе. Очень актуальная для сегодняшних подростков проблема.
О полнометражном фильме
Что же придумали для полного метра? Раскроете секрет?
В полнометражном фильме у нас сохраняется наш фантастический мир, но на первый план выходят отношения между родителями и детьми на примере семьи Алисы. Она уже начинает ощущать себя более взрослой, а родители понимают, что девочка изменилась и нужно искать новые подходы, чтобы не потерять ее. При том, что по жанру фильм будет музыкальной комедией.
Музыкальная комедия – это что-то новое для отечественной полнометражной мультипликации…
С одной стороны, музыкальные комедии очень любят зрители. С другой – очень сложно сделать талантливую комедию, а музыкальную – тем более. Учитывая, что в этом жанре в России никто не работает.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Кто будет писать песни, уже известно?
Мы работаем с английским композитором Марком Уиллоттом. Это молодой, но уже титулованный «Эмми» композитор, известный российскому зрителю по анимационным фильмам «Снежная королева» и «Снежная королева-2», а также нашей недавней премьере «Елкам лохматым». Первая песня уже готова, сейчас мы занимаемся адаптацией ее на русский язык.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Почему англичанин?
Мы планируем международный релиз картины, поэтому нам нужны хиты международного уровня. Надеемся, что песни Марка Уиллотта замечательно дополнит закадровая музыка прекрасного российского композитора Юрия Потеенко. Юра уже два года пишет музыку для нашего сериала и хорошо знает наших героев.
На какой стадии работа над фильмом? И когда планируется выход?
В конце марта мы начинаем 3D лэйаут (построение виртуальных декораций. – М. Т.) и работаем над музыкой. Выпустить планируем на осенних каникулах 2016-го года. Может быть, на зимних. Одновременно с российской премьерой будем выходить на других территориях.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Вы не боитесь, что фильм будут сравнивать с «Тайной третьей планеты»?
Мы не ставим перед собой цели делать «Тайну Третьей планеты» №2. «Тайна третьей планеты» – прекрасный мультфильм для своего времени. Наш фильм рассчитан на современного зрителя, избалованного зарубежными мультфильмами, фильмами и компьютерными играми. Его очень сложно удивить, но мы постараемся.
История проекта
Как появилась идея создания сериала про Алису?
Идея появилась еще в 2007 году. Я только организовала свою небольшую кинокомпанию и стала разрабатывать направление подросткового кино. Эта тема меня привлекала и раньше, в начале 90-х я работала на киностудии им. Горького и была свидетелем гибели детского кино. Кроме того, у меня самой растут дети, и мне очень хотелось, чтобы у них были наши, российские герои и кумиры. Алиса Селезнева подходила на эту роль просто идеально. «Девочка, с которой ничего не случится», живущая в мире будущего – что может быть лучше? Я приобрела права на экранизацию и начала разработку полнометражного художественного фильма. К сожалению, экономический кризис 2008 года перечеркнул наши планы, но не уничтожил надежду.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Именно благодаря кризису я познакомилась с Тимуром Бекмамбетовым, и дальнейшую разработку проекта мы делали уже вместе. А когда еще через год в прокат вышел «Аватар». Стало очевидно, что после него производить фантастические фильмы будет ооочень сложно (смеется). Тогда и появилась идея сделать телевизионный анимационный сериал. Для нас это стало оптимальное решение, поскольку именно анимация позволяет делать то, что проблематично или слишком затратно для игрового кино.
Правда, опыт в анимации у нас был тогда не очень большой. Поэтому мы решили обратиться к специалистам и в качестве сопродюсера привлекли Илью Попова и Группу компаний «Рики», успешно реализующих проект «Смешарики».
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
А как подбиралась творческая команда?
Работу над сериалом мы начали в 2011 году. Сначала планировалось, что это будет 2D анимация. Но после нескольких тестов стало понятно, что технология 2D не отвечает нашим ожиданиям и мы переформатировали проект под 3D. Осенью 2011-го года к нам присоединился замечательный режиссер Игорь Ковалев, который стал художественным руководителем проекта. Игорь хорошо известен за рубежом и в авторской, фестивальной мультипликации, и в коммерческой, сериальной. Именно с приходом Игоря проект стал той “Алисой”, которой ее увидели и полюбили зрители.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
 
Игорь Ковалев (фото: Ирина Сергеева)
Не могу не сказать о нашем главном авторе. Потому что без Кирилла Харламова проект бы не состоялся. Им написаны истории для всех 24 серий, какие-то в соавторстве с другими сценаристами, но общий стиль, концепт историй придуман именно Кириллом. Это удивительный человек и мы счастливы работать с ним вместе.
Художник-постановщик Константин Ануфриев тоже один из «основателей» проекта, именно он задает визуальный стиль и не дает никому с него сворачивать. Он придумал образы Алисы и многих других персонажей, а сейчас занимается разработкой полного метра.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Особенно хочется отметить наших актеров. Одно удовольствие и большое счастье работать с ними в студии. Даша Мельникова – наша Алиса. Я не представляю, кто бы более точно попал в образ, чем это делает Даша. Алексей Колган – абсолютный Профессор Селезнев, очень трогательный и убедительный. Мирослава Карпович, Ирина Гришина, Ольга Сирина, Валерий Сторожик, Анна Ардова и многие, многие другие подарили свои голоса нашим героям.
Вообще скажу, что нам повезло. На проекте собрались очень талантливые, молодые ребята, которые уже стали большими профессионалами и продолжают расти вместе с проектом.
О производстве и продвижении
Каков бюджет одного сериального эпизода?
Серии у нас разные, но примерная стоимость одного эпизода 300 тысяч долларов.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
А по полному метру уже известны предполагаемые цифры? Сейчас вот установилась такая цифра для хорошего полнометражного российского 3D мультфильма – что-то около 7 миллионов долларов. У вас так же планируется?
С учетом нынешней экономической ситуации сложно сейчас делать какие-то прогнозы. Постараемся быть на уровне.
Сериал делается на государственные деньги?
Частично. Несколько серий были сделаны при поддержке Фонда кино и Министерства культуры, но большая часть эпизодов делается на частные деньги.
Окупаются ли эти негосударственные вложения?
Знаете, в свое время мне посчастливилось поработать на российском мюзикле «Норд-Ост». На тот момент в России, кроме мюзикла «Метро», ничего похожего не было. Это был первый мюзикл ежедневного показа, и аудитория вообще не понимала, что это такое. И я видела, как день за днем, долго, мучительно, эта ситуация ломалась. Но к какому-то моменту пришел успех, и если бы не теракт, возможно, «Норд-Ост» до сих пор бы шел.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
С «Алисой» у меня похожие ощущения. Мы вышли с продуктом, к которому российский рынок оказался не готов. Если показываешь американскому дистрибьютеру, то для него все просто и понятно, но на российском рынке такого не происходит ни на уровне закупщиков контента, ни на уровне аудитории. То есть мы здесь выступаем в роли такого ледокола. Не знаю, станем ли мы паровозом, то есть пойдет ли кто-нибудь за нами с подобными проектами, но нам точно приходится прорубать лед.
Алиса знает что делать: интервью Елены Маленкиной
Сейчас сложно выйти на рынок с новым продуктом. Всего пара каналов, на которых мы можем показать “Алису”. Лицензиатам нужны раскрученные бренды, мало кто готов рисковать и развивать рынок вместе с правообладателем.
Но у нас большой потенциал, уже сейчас количество просмотров на нашем канале в YouTube превысило 10 млн. и цифра стремительно увеличивается. Это отмечают и многие иностранные партнеры, кому мы презентовали наш проект. В этом смысле очень показательно, что именно иностранная компания Reed Midem выделила нас специальным призом на фестивале в Суздале как сериал «с наибольшим международным потенциалом».
Насколько проект, по вашим собственным оценкам, популярен уже сейчас?
“Алиса” еще молодой проект. Но мы очень активно развиваемся. По рейтингам какие-то серии, даже будучи в утреннем слоте СТС попадали в ТОП 10 по России. Нам пишут письма зрители разных возрастов, ждут новых серий. Недавно в нашей группе ВКонтакте наши поклонники выложили первое фан-видео. До этого были письма, стихи и рисунки, а видео появилось только сейчас. Для нас это очень показательно. Это значит, что наша Алиса уже вышла за пределы сериала. То есть вопрос популярности – лишь вопрос времени.
Share: