Лица

Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев

Леонид Шварцман режиссер и художник-мультипликатор рассказал историю своей работы на “Союзмультфильме” где он проработал 54 года. Вы узнаете подробности о работе над такими персонажами как Чебурашка, Попугай и Удав из мультфильма “38 попугаев”

 

 «Союзмультфильм»

   Экзамены во ВГИК я сдал и стал студентом первого курса. Жил за городом, в общежитии в Мамонтовке: на электричке зайцем до платформы «Северянин», там впихивался на автобус до ВДНХ — и на занятия, во ВГИК. И все это бегом-бегом, все с увиливанием от контролеров, денег-то не было.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
   На третьем курсе Сазонову, который у нас преподавал, понравилась моя разработка персонажа Буратино, и он взял меня к себе на картину ассистентом. Так я в 1948 году стал штатным сотрудником «Союзмультфильма», где проработал 54 года.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
В «Снежной королеве» Шварцман делал городскую часть декораций и раскадровку
   Начав работать, перебрался в Москву. Снимал даже не комнаты, а углы: в районе переулков недалеко от Сретенки, на улице Кирова, теперь это Мясницкая. Так я жил до 1951 года, когда женился на любимой своей Татьяне и переехал к ней в коммуналку на углу улицы Герцена и Садового кольца, в двухэтажный дом, сохранившийся с наполеоновских времен. Там мы прожили одиннадцать лет, пока не получили кооперативную квартиру, и это были очень, очень сложные условия. Достаточно сказать, что на 25 человек была одна уборная, в которой любил выпивать наш сосед Ваня, огромного роста грузчик. Дверь он не открывал, пока не выпивал свои пол-литра, и это была трагедия для всей квартиры. Другой сосед наш, однорукий Жора, любил, выпив, поколотить жену. Она, извините, в комбинашке регулярно врывалась к нам, а мы с женой должны были ее спасать.

Снежная королева
   Разумеется, мы с Таней и днем и ночью пропадали на «Союзмультфильме», он был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
Эскиз к мультфильму «Снежная королева», 1957 год
   При этом почти все мультипликаторы в то время, и в Москве, и во всем СССР, чего уж говорить, использовали любой повод, чтобы выпить. Это было дело святое. Студия «Союзмультфильм» находится недалеко от метро «Новослободская». Там рядом был небольшой стадиончик и стеклянный павильон кафе, где стоял такой автомат редкой модели, куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Наши мужчины, прежде всего, конечно, именно они, начинали свой день с похода к автомату. «Метали диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.
   Когда я окончил ВГИК в 51 году, меня и Винокурова, с которым мы вместе учились, Лев Константинович Атаманов пригласил к себе художниками-постановщиками. Для меня эти первые десять лет были самыми счастливыми годами работы на «Союзмультфильме». Удивительная была пора. Сколько мы просидели, занимаясь подборкой материалов для эскизов, в Ленинской публичной библиотеке, в театральной библиотеке, куда я потом передал много своих раскадровок. Мы делали мультфильмы, одновременно работали на «Диафильме». Ездили по всей стране на фестивали, путешествовали. Когда снимали «Снежную королеву», в Копенгаген, конечно, податься не могли. Но мы нашли всю нужную натуру в Риге, Таллине и Тарту и прекрасно проводили там время.
«Чебурашка»
   В 1966 году Качанов пригласил меня к себе, и так я попал в кукольную мультипликацию. Первая наша работа, «Потерялась внучка», вышла очень симпатичная. После этого была «Варежка», я считаю — лучший фильм, который мы создали вместе.

Варежка
   А потом пошло-поехало, начался «Крокодил Гена и его друзья». Удивительная история связана с тем, как эта книга Успенского вообще попала на «Союзмультфильм». Мой режиссер, Роман Качанов, хотел заручиться покровительством зятя Хрущева, Алексея Аджубея. И придумал такой ход: попросил его написать нам сценарий. Аджубей тогда работал главным редактором «Комсомольской правды», бывал во многих странах, в Африку часто ездил, и в 1969-м написал нам сценарий, «Соперники», по-моему, не очень удачный. О футболистах-африканцах и каких-то чудищах.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
Изготовленные в мастерских «Союзмультфильма» копии кукол героев Шварцмана на полке в его кабинете
    Мы начали делать этот фильм, Аджубей стал заходить на студию, и Качанов добился своего — зять Хрущова начал приглашать его в гости. А у Аджубея было двое маленьких сыновей. И как-то в гостях Качанов увидел, что они увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм».
   Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
Сувенир из Японии, подаренный Шварцману, Макото Накамурой – режиссером японских выпусков мультфильма о Чебурашке
   С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк — это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она — шкодливая такая бабка, я сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у тещи, у Таниной мамы.
   Пять месяцев — подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
Именно Леонид Шварцман придумал, как будут выглядеть крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка. Куклы для мультфильма были выполнены в 1968 году по его эскизам. На фотографии: работа над фильмом «Речка крокодила Гены», февраль 1974 года
   Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть маленький медвежий хвостик, от которого потом отказались. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете сделали чертеж, мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.

Чебурашка и Крокодил Гена — все серии подряд
   Чебурашка — мальчик, маленький ребенок, уютный и ласковый. За это его и полюбили. Я уже привык к тому, что он теперь периодически меняет цвет. Когда Чебурашка первый раз был талисманом нашей олимпийской команды, кажется, на играх в Афинах в 2004 году, наши спортсмены собрались на Красной площади, и я вручал им коричневого Чебурашку. Потом, к зимним Олимпийским играм в Турине он стал белым. Для визита в Пекин его перекрасили в красный цвет, а в Ванкувере в 2010-м он был уже синим.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
Новый персонаж по имени Черри, созданный Шварцманом по заказу японского режиссера Макото Накамура
   Японцы полюбили Чебурашку, они называют его Чеби. Вы, наверное, знаете, вышло несколько новых серий по их сценариям, но с нашими персонажами. Их делал режиссер Макото Накамура, он приезжал в Москву и бывал у меня в гостях. Теперь он делает новую работу, и попросил меня нарисовать для него главного персонажа. Это любимая игрушка героини, маленькой девочки. Как и Чебурашка, «неизвестный науке зверь», и к тому же умеет становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этого персонажа, его назвали Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, двадцатиминутный фильм закончен, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.
«Попугай и Ильич»
   Был период, когда я одновременно работал и на рисованной, и на кукольной анимации. В 1976-м Уфимцев позвал маня на сериал «38 попугаев». И тут же меня снова пригласил Атаманов, по сценарию Григория Остера мы стали снимать «Котенка по имени Гав».
   Тогда я все время делал наброски: и в метро, и в трамвае, и во дворе, и на бульваре. Очень любил рисовать маленьких детишек и животных. Всю жизнь ходил в зоопарк, рисовал с натуры — это было необходимо для создания персонажей. Но змей я терпеть не могу. И тем не менее, когда я начал создавать героев для «38 попугаев», пришлось постоянно рисовать удава с натуры. Этот персонаж никак не получался, вначале он был очень малоприятным. И только когда я вытянул ему морду, нарисовал нос, веснушки и сделал бровки домиком, он у меня зажил, стал мечтателем, философом.

Тридцать восемь попугаев – 38 попугаев
   А с попугаем для этого фильма история вышла еще интереснее. Вначале я нарисовал его таким же, как вы видели в фильме: в узорах, с хохолком, но еще и с длинным хвостом. Сделали куклу, и с ней стал работать Юра Норштейн, он был мультипликатором на первой серии. Кстати, это он придумал удаву жест: подпирать голову хвостом. Когда Юра взялся за попугая, он сказал: «Хвост мешает, надо убрать». Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично расхаживать, у него появились ораторские жесты. Мы задумались: кто же это такой получился? Вначале решили, что это директор нашего кукольного объединения Боярский, он любил на собраниях выступать. А потом поняли, нет, бери выше — Ильич!
И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками.
Режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман: Как я нарисовал Чебурашку, Варешку и 38 попугаев
   Леониду Ароновичу Шварцману 94 года, 70 из них он прожил в Москве, 54 года проработал на «Союзмультфильме». Был художником-постановщиком и режиссером более, чем 30 мультфильмов. Единственная его награда — хрустальная звезда «Голливуд — детям», полученная в 1997 году в Нью-Йорке из рук сына Одри Хэпберн, Шона Хепберн Феррера
   Никаких вопросов со стороны цензуры по этому поводу не было. Я вообще помню всего пару случаев, когда мультфильм не выпускали, держали на полке: «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского 1968 года. И до этого Ланц Бредис сделал мультфильм про «план Маршалла», где Маршалл изображался как удав, а европейские страны — как кролики. Его тоже «закрыли». Других таких случаев не припомню.
   Спасало то, что всерьез нас не воспринимали. В министерстве трепали по плечу и говорили: «Идите, играйте в свои куколки». Цензура у нас была только внутренняя. Отсюда и качество. Наши мультфильмы смотрели и любили не только по всему Советскому Союзу. Еще во времена железного занавеса Папа Римский Иоанн Павел II говорил, что воспитывать детей надо на советских мультфильмах, потому что они несут добро и учат только хорошему.
Интерьвью брал: Олег Матвеев
Фото: Сергей Мелихов
Share: