Лица

Олег Педан как делать куклы для анимации

Во время вечера анимации организованного объединением “Прорыв Анимационного искуства в Украине” Олег Педан кукольник, режиссер, сценарист и аниматор  рассказал и показал процесс создания кукол для анимации, особенности шарнирной куклы и как делали кукол для анимации раньше, о технике папье-маше.

Олег Педан как делать куклы для анимации

 Я работаю в нашем театральном университете преподавателем по специальности «Работа художника в анимации». У меня примерно два курса студентов и две группы. Которых я учу технике бутафорской работы, созданию кукол, художественным техникам которые я знаю. И эта вся процедура занимает у нас четыре курса.

   Обычно мы всегда начинаем с того, что мы стараемся разработать персонаж. Мы берем какую-то часть сценария. В которой есть портрет персонажа. Мы выбираем текстовый портрет, поэтому текстовому портрету мы пытаемся определить, из какой фактуры будет наш персонаж. Будет он объемный, хорошо ли он будет выглядеть в постанимации. Потому, что я в основном с объемными персонажами работаю. С плоскими у меня так, факультативные вечера. Если объемный то из чего он может быть сделан, потому что фактура она решает очень многое. После этого мы делаем несколько примеров. По которым мы разрабатываем этот образ. И дальше начинается простая техника. Можно сказать инженерная работа, а не работа художника. Просто построить эту куклу, как и из чего ее можно сделать таким образом, чтобы все было нормально. Вот как пример такой работы я могу показать маленький короткий фильм. О кукле, которая была сделана для фильма, он назывался «Никого нет дома», по-моему. Я и забыл, какой это был год. Суть фильма в том, что там человек, маленький столяр, плотник допустим. Живет в картонной коробке. Ему ничего не нужно, у него все в его картонной коробке есть. И вот он там внутри все делает и никогда не выглядывает наружу. А весь окружающий мир, к нему в эту коробку проникает через дырки. Проделывает дырки и входит. Столяр как-то реагирует, борется с этим. Дырки он потом заклеивает, заколачивает. Старается сохранить свою коробку. И вот, в этом фильме был эпизод, когда к нему в коробку проникает вор.
 
 В основном ролики, которые участвуют в статье Олег Педан снимал для студентов. Порой студенту сложно объяснить, что такое пластическая кукла. Для этой цели существуют видеоролики. 
    Этого вора, он что-то украл у него, я уже не помню. Мы сделали, с художником работали вместе, над созданием персонажа. Мы сделали вора из связки ключей. Там был такой основной пункт, что все связующие сущности, которые были в фильме. Были сделаны из реальных вещей. Вот как бы соседка пришла пригласить меня на кофе. Значит, соседка будет в виде фурочки, у которой кофе на голове. И когда она делает реверанс. Кофе сбегает и делает ей прическу. Такая вот соседка. А вор был связкой ключей, вот мы поставили связку ключей. И какая-то она не вор получилась. Ну обычная связка ключей. И тогда, а уже тогда были какие-то напряженные времена. Вдруг увидел кто-то по телевизору агрессивных мужчин в черной шапочке с прорезями для глаз. И повесели на ключи брелок из металлического кружочка, у которого шапочка и две дырки для глаз, и все. Он стал злодеем.
   Ну, это, в общем-то, фигня. С ним поборолись легко, а вот когда по сюжету в эту коробку должна была войти милиция, чтобы этого злодея взять. То с милицией у нас возникли проблемы, потому что я перебрал весь образ милиционера. Я его себе виртуально представил. Вот какой из предметов который есть у милиционера, больше всего подходит. Ничего. Абсолютно. Даже свисток.  И тогда я шел по улице, впереди меня наряд шел. Они обычно важные ходят, и у него сзади чуть ниже пояса висели наручники в таком кожаном футляре. Я подумал: «Все! Это мой предмет». Я добыл себе настоящие милицейские наручники. Но ничего с ними не мог сделать. Они из какой-то супер стали. Ни просверлить, ни разрезать их невозможно. Они какие-то просто ужасные. И мне пришлось их имитировать из мягкого металла. И я нашел там целый ряд очень подходящих мне моментов по образу. В первых они парные, они всегда вместе. Между ними цепочка, то есть один без другого невозможен. И тогда я сделал этот персонаж, я сейчас покажу кино об этом. Значит, в этом фильме есть несколько моментов, которые возможно мне придется объяснять. Но я не хотел бы по ходу, а может по ходу, а может потом.

   Как всегда работа с эскизами начинается, эскиз был простейшим, я не парился, наручники они и в Африке наручники. Специальная краска, которая по цвету похожа на сталь. Заготовка для ботинок из липы. Все сапожники всего мира всегда делают обувь именно так. Только они ее потом снимают с колодки, а в этом я не снимал. Вы видели, как делается цепочка. Дальше фрагмент фильма, для которого это снималось. Десяти минутка снимается около девяти месяцев.
   Еще что я, возможно, забыл сказать. Куколка, которая была, если вы заметили, не шарнирная. У нее все руки и ноги состояли из гибких проволок. И там даже был процесс, когда жгутик из медной проволоки. Фактически это провод сетевой, который освобожден от изоляции, я его обжог горелкой, он стал мягким по-своему. Как масло. И после этого, я специальной машинкой, там такая маленькая была, как швейная машинка. Это жгутик оборачивается снаружи ниточкой. Ну, чтобы к нему легче было приклеиться. Чтобы проволока не распушивалась когда ее сгибаешь. И вот на этом трагическом моменте была вся подвижность куколки построена. Потому что все анимационные куклы должны как-то двигаться.
   Шарнирные куклы. Куклы в основном все любят шарнирные. Шарнирная кукла она как бы наиболее контролируемая. У нее все тело состоит из специальных механических шарниров. Чаще всего они сделаны из металла. Причем есть классика, Вот как делаются шарниры из металла. Вот только так и все. И они наиболее управляемые, их легко отрегулировать. Шарнирная кукла на все сто процентов подходит мультипликатору. Если ему нужен крупный план, жестикуляции или мимика какая-то, зажимаются шарниры ног, весь нижний пояс у нее становится камнем, она не двигается. Только верхняя часть у нее работает. Если нам нужна походка, то мы ослабляем ноги ее настолько, чтобы она не упала. И ноги легко управляемы, и она идет. Почему все куклы не делают шарнирными? В-первых, потому что это дорого. Нормальная шарнирная кукла, примерно в десять раз дороже, чем обычная кукла. Во вторых существуют такие моменты как, например массовка. Вот нужно нам для фильма изготовить 50-60 персонажей более или менее одинаковых. Ну, например они все будут одинакового размера, у них одинаковый каркас. Человек, который будет делать шарниры для них, буквально проклянет эту работу. Поэтому их всех можно делать буквально проволочными и особо не париться. Чтобы вы имели представление, как делается обычный кукольный шарнир, у меня тоже есть специальный ролик.

   Для начала нужно добыть шарик. Шарик я добываю из подшипника. Если кто-нибудь знает другой способ, поделитесь. От того насколько он будет жестким, зависит от размера шарика который мы применяем. Обычно применяются шарики размером от 4мм до 12мм. Шарики из твердой стали, чтобы его просверлить его нужно обжечь. После этого его можно просверлить. Заготовка для зажима шарика из латуни марки НД59. Всякая другая латунь подходит тоже, но хуже, эта идеальна. Техника посадки, она, в общем-то, уникальна, никто кроме меня такой не делает. Раньше шарики сажали на мягкий припой, и они через некоторое время вышатывались, гвоздики из них выпадали. Я его делаю на тугую посадку, на холодную пайку, после этого шарик снять с гвоздя уже невозможно. Еще, важный момент, в шарике обязательно должна быть упругая деталь, потому что шарик имеет износ, и вот это зажимщики должны этот износ вырабатывать. В качестве упругой детали, например, маленький кусочек акрила, можно винипласт, дерево. Что угодно, лишь бы это был не металл. И вот за счет этой штучки шарик всегда сжат. Поэтому насколько бы он не изнашивался, эта вкладка всегда компенсирует этот износ, и упругость шарнира соблюдается. Смазываются шарниры двумя способами: или скупым воском (шарик взял, об свечку потер и вставил) или об нос. Другого способа нет. Если мы туда капнем обычного машинного масла, кукла будет вся изгажена. И шарнир будет то очень легко идти, то заклинит.

У шарнирной куклы снимается голова, для того чтобы можно было что-то одеть или что-то изменить. Обычно у всех шарнирных  кукол снимаются головы вообще. Обычно у нас мастер делает куклу около месяца. Сорок человеко-дней норматив на один персонаж. То есть сорок человек должны делать один персонаж за один день. Ну а один, делает сорок дней. Не знаю, но такие символические цифры получаются. Все шарниры затягиваются. Там везде есть регулировка, если все затянуть, она будет стоять как каменная. Вот если вы возьмете куклу в руку, вы можете посмотреть внимательно. У нее на ступнях есть дырочки. По одной дырочке в ступне и по одной дырочке в пятке. У каждой куколки с ней в комплекте идут гвоздики, специальные. Они длинной где-то сантиметра три – четыре, очень остро заточенные, как иголки. Иногда со шляпками, а иногда с крючочками. Ну, разные мультипликаторы любят разные гвоздики. И стол у нас для съемок, он состоит из большого, толстого пенопласта. Специального пенопласта, не простого который можно купить в магазине. Сейчас такого уже не купишь, или из пробки. А раньше такие столы делали из липы. В липу тоже довольно легко втыкаются гвоздики. А сверху по этому слою уже идет фактура, которая нам нужна. Ткань, бумага, шерсть, все что мы хотим: трава, деревья. Все что угодно. И куколка ставится на площадку и напильником гвоздь вдавливается в площадку. Потому что стучать молотком нельзя, может что-то сдвинуться в декорации.

 

Давайте я вам еще что-то покажу. Ну, например, существует такая скульптурная технология как папье-маше. И студентам приходится довольно долго объяснять, как это все делается. Как раньше лепили кукол. Мало того что сейчас уже никто не лепит папье-маше, его никто не лепит правильно. Его при мне никто, никогда правильно не лепил.

   Просто в самой технике этой, есть какие-то навыки, которые вообще полезны во всех других скульптурных техниках: и в литье, а и формовке, во всем на свете. Поэтому я для них снял такой ролик. В котором есть снизу буквы, которые объясняют суть процесса.
   Здесь будет показана работа над головкой, которую мне заказала студентка для своей дипломной работы. Скажу сразу, над образом я долго не парился, это была работа буквально двух дней.
 Олег Педан как делать куклы для анимации
   Вы заметили, что вся работа началась с пластилиновой поделки, которую я потом разрезал пополам. Дальше идет формовка, это классическая часть у всех литьевых техник, в том числе и папье-маше. Гипс сыпется в воду, и не как иначе. После этого форма, приклеенная к оргстеклу, заливается гипсом и ждем, когда она отвердеет. Готовим клей. Настоящий клей для папье-маше состоит из воды, муки и немножко канцелярского клея. Вынимаем уже не нужный пластилин. Важный момент, форму нужно пропарафинить или провосковать, тогда к ней ничего не прилипнет. Клей уже готов, когда у него пузырьки поднимаются. Я очень уважаю газету «Рио»  потому что у нее одна сторона цветная, а другая черно-белая. Это очень удобно, клеишь цветную, а потом черно-белую. И видно, где уже был, а где еще не был. Важный момент, кусочки газет, которые я там выклеивал, укладываются клеем наружу и никогда внутрь. По клею хорошо ходит палец и выдавливает весь лишний клей из основы. Вот уже форма засохла и ее остается оконтурить. Просто ножиком. И спланировать, потому что мы ее секли по плоскости. В кукольной анимации, поэтому в голову ей вставляется гильза. Гильза из бумаги, на которую она будет одеваться. А на корпусе потом будет стержень, на который она одевается. В этом случае клей монтажный, который просто хорошо держит. Здесь я гильзу просто склеил из бумаги. Шлифовка и грунтовка идут по очереди. После того как я пройдусь грунтом, какие-то части поднимутся, и откроются ямочки которые потом зашлифую. Грунтовка, обычная акриловая краска. Ротик подразумевался в движении, поэтому ротик был на штифте, он одевался и снимался.

Автор Линник Анатолий

Share: