События

Анси Победитель и последние: третий и четвертый день

Дина Годер расскажет о втором и четвертом днях фестиваля в Анси 2015. Тризеры участников, описания и личные впечатления, и конечно же победитель фестиваля.

Начнем с роликов Гоблена. В третий день героиней была Лотте Райнигер – ей авторы оставили два свойства – силуэтную технику и что она жила в Германии во время фашизма.

Теперь о главном – короткометражном конкурсе. Третий, на мой взгляд, был очень хорошим. Первый фильм – «Остров Тюленей» Эдмунда Янсонса из Латвии – /Isle of Seals Edmunds JANSONS– очень условно и монохромно (как сказал Марсель Жан, «50 оттенков серого») нарисованная история про фотографа, приехавшего на северный остров, где местное население охотится на тюленей. Его фотоаппарат тоже персонаж, он ходит на ножках-треноге, блюет, после того, как снял, как аборигены рвут от тушки и едят сырое мясо и т.д. , но поскольку все человеческие фигуры тут тоже сложены из квадратиков очень условно, то очеловеченный фотоаппарат в порядке вещей. Меня тут больше всего восхищает, что при этой условности кино невероятно точное по движению и мотивировкам – аборигены ужасно смешно бегают-ковыляют, похожие на сосиски тюлени – ползут, море, как будто сложенное из полосок – волнуется, ну и есть много остроумных штук, которые трудно описать. В финале парадоксальность ситуации доходит до пика – фотограф, которого аборигены отгоняли, выдвигает в фотоаппарате зум так далеко, что он, в сущности, становится ружьем и, сворачиваясь в кольцо, убивает фотографа со спины. И сам этот паукообразный фотоппарат остается сиротой на берегу. В общем, не лезьте в чужую жизнь, любопытство вас убьет. Я, честно говоря, этот фильм видела еще на подготовительном этапе и мне больше нравилось, когда фотоаппарат убегал , как собака , вслед за аборигенами. Но так, наверное, точнее, да.

Следующий фильм Travel by Feet испанца Khris CEMBE, правда, был ужасный – 15 минутная история про едущего в поезде человека тонкой душевной организации, которого все раздражало: сначала дети, потом пьяный сосед по купе, потом красотка, своровавшая кошелек. В конце герой не в силах терпеть, он отрезает соседу вонючие ноги и выбрасывает их в окно, а сам выходит. И на полке остается, вывалившийся из его рюкзака вонючий сыр, в котором, видимо, и было дело. То есть ноги можно было алкоголику и не рубить.

Rhizome француза Boris LABBÉ мне неожиданно понравилась, совершенно медитативное кино – рассыпающиеся мелкие шарики безостановочно двигаются, постоянно превращаясь в какие-то фигуры, живые существа, здания, из одного в другое, туда и обратно, и все это очень мелкое тучей куда-то ползет, будто микроорганизмы. Почему это ризома так и не поняла, видимо, понравилась сама идея корня, который расползается и из которого все растет. Страшно удивило, что все это копошение, выглядящее, как 3Д – на самом деле он рисовал тушью и только умножал на компе.

Следующий фильм тоже абстрактный – Sonámbulo Теодора Ушева, инспирированный Лоркой. В этих ярких и мелких летящих деталях, иногда складывающихся в какие-то узнаваемые силуэты на тему испанского танца и т.д. – явное влияние Миро, в меньшей степени Кандинского – Тео вообще любит авангард. Вещь получилась прелестная, легкая, музыкальная, как всегда у него – причем, музыка балканская (те же самые Kottarashky, которым Ушев снимал видео «Демоны»), но с какими-то испанскими обертонами. В «Сомнамбуле» прямо видно удовольствие от анимирования, и вообще такое детям надо показывать, чтобы проникались абстрактным искусством. Тео сказал, что снимал его давным-давно, лет 5 назад, но никак не мог закончить из-за других фильмов.

World of Tomorrow – мой любимый независимый американец Don HERTZFELDT, все, как обычно, сплошной текст и герои «ручки-ножки-огуречик», только теперь он сделал полностью компьютерный фон. На этот раз не его любимый герой со странностями, а маленькая девочка, которой искусственный разум рассказывает про будущую жизнь. Как всегда очень забавно и трогательно

Aubade – итальянца, живущего в Швейцарии Mauro CARRARO – чисто музыкальное, атмосферное и милое кино – концерт на рассвете на Женевском озере, и в конце шум крыльев взлетающих птиц соединяется с аплодисментами.

Life with Herman H. Rott – сняла эстонская девушка Chintis LUNDGREN в Хорватии. История несколько прямолинейная, без нюансов, но остроумная. Есть огромный панковатый крыс (видимо, он и есть Херман), у которого дом в грязище, всюду пивные бутылки, тяжелая музыка и крайняя неухоженность. Польстившись на такого брутального, к нему приходит жить розовая кошечка и принимается наводить порядок, включать классическую музыку и вешать картиночки на стены. В конце концов и ее родители приходят знакомиться. Кончается тем, что уже сам крыс всюду ходит с тряпочкой и подтирает, а кошечка засматривается в окно на брутального и вонючего волка. Кстати, на прямой вопрос, режиссерша ответила, что она-то сама скорее крыс.

Вообще, уж не знаю оттого ли, что в этом году на фестивале главная тема женская, или нет, но есть ощущение, что сюжетов про сильных женщин, женское насилие и вообще про то, что все решает женщина, стало очень много. Причем, они исходят и от женщин, и от мужчин, у которых в фильмах женщина – это что-то очень опасное и сильное.
Splintertime голландца ROSTO, как он сказал, – третья часть тетралогии, где каждая часть будет начинаться там, где закончилась предыдущая. Где закончился прошлый Lonely bones, начался этот фильм. Кино, как всегда у него дикое, придуман страшноватый фантастический мир, особенно подходящий для тяжелой музыки, и все это действительно идет на музыку группы самого Росто. Мутный сюжет – про разбившихся музыкантов со страшными головами-масками, которых в скорой помощи везет готическая медсестра. Самое смешное, когда она выпускает мертвецов из машины на улицу покурить – открывает дверь и они, привязанные цепями, вылетают, как воздушные шары и висят так вниз головой.

В четвертый день героиней имиджевого ролика была Эвелин Ламбер – ее главным свойством было то, что она работала с МакЛареном (который тут ее, как паук, мучает своими сетями-пленками), а потом улетела от него, как птичка. Выглядят все эти исторические экскурсы, честно говоря, сомнительно.

Четвертая конкурсная программа короткометражек началась с бразильского фильма Guida – Rosana URBES – очень дамского, сентиментального но с довольно легким рисунком – про старушку-библиотекаршу, которая пошла работать натурщицей и в этом нашла себя. Все время думаешь, что вот сейчас голая одинокая старушка найдет себе старика среди художников, но нет, ей и так хорошо. Вот ведь тоже женский сюжет.

 
(аниматик) 
The Five Minute Museum британца Paul BUSH, известного каталогизатора предметов и частей тела. Тут он опять сделал отличное кино из музейных предметов, каждый из которых оказывается как бы фазой – получаются движущиеся фигуры на вазах, силуэты на монетах и медалях, кружатся стрелки у часов и т.д. Буш рассказывал, что снимал много лет в разных музеях, и со студентами и т.д. У него спрашивали как это перенесли хранители, а он беспрестанно шутил, говорил, что прокрадывался в музеи под покровом ночи, когда все расходились по ночным клубам. Вообще, Буш классический ироничный англичанин, все время насмешничает, и даже когда его просили нарисовать что-то на доске после режиссерского обсуждения, он нарисовал конверт, адресованный Марселю Жану и приписал, что картинка внутри.
Pandemonio Italie – Valerio SPINELLI – забавное кино из кружочков, кажется, вырезанных из фетра, вот оно целиком:

Dans les eaux profondes – Sarah VAN DEN BOOM (Франция и Канада) – странноватое кино, построенное на документальных интервью с людьми, у которых еще в утробе матери умер близнец. И есть лирический герой уже не документальный, который ужасно страдает, утратив возлюбленного, а потом выясняет, что и у него умер брат до рождения и видимо его сильная привязанность связана с этим.

Dans les eaux profondes by Sarah Van Den Boom, National Film Board of Canada
A Slice of the Country французской режиссерши Hannah LETAÏF – кино малоприятное, производит впечатление вегетарианского наци – история про семейство из петуха и свиньи с ребенком, которые пришли на пикник, а там вокруг вроде овечек бегают на четвереньках голые люди и щиплют травку. И одну девушку брутальный петух с приятелем ловят и тут же на глазах режут, чтобы дать ребенку попробовать что такое настоящий стейк. И похоже, что после этого цыпленок зарезал свою мамашу-свинью. Кстати, режиссерша на прямой вопрос ответила, что она вовсе не вегетарианка.

Fugue for Cello, Trumpet and Landscape поляка Jerzy KUCIA. Куча велик, это мне известно, но я никогда этого не понимала, видимо, потому, что не видела в хорошем качестве. А тут проекция очень хорошая, экран огромный (вот Вася Чирков признался, что впервые тут видел свой фильм на экране так, как он был снят, без искажений) и меня настигло. В общем кино для меня было совершенно завораживающее – это просто неостановимое движение вдоль пейзажей, то далеких, как из окна поезда, то на крупных планах – огромные яблоки, будто ты муравей и проползаешь мимо, то по воде, то по лесу – под музыку. Так полно света и воздуха, что просто в этом растворяешься, особенно почему-то меня поразил лес, ряды стволов со сияющим сквозь них солнцем. Причем все в основном монохромное – серебристое, бог знает, как он это рисует. Цвета немного есть, какой-то резкий зеленый, он мне как-то меньше понравился. Кино длинное, но меня забрало так, что хотелось, чтобы оно длилось еще.
Nuggets – намеренно прямолинейная и лаконичная история немца Andreas HYKADE про наркотики и вообще зависимость. Идет одной линией нарисованный киви и встречает волшебные золотые капли. Поразительно, как он выразительно историю разработал с минимальным количеством деталей. Вот фильм целиком.

Snowfall ирландца Conor WHELAN – неплохая по картинке история про парня, который запал на вечеринке на другого парня, а тот внезапно переключился на девушку.

Ну и, конечно, «Мы не можем жить без космоса», Константина Бронзита – огромный зал вопил и визжал, как всегда тут на самых успешных фильмах. Честно говоря, я думаю, что для режиссеров, фильмы которых здесь имеют успех, не может быть более любимого фестиваля – местный зал всегда просто ураган.

И жутко жалко, что ни один из наших режиссеров не пришел на следующее утро на обсуждение своих фильмов. Вася Чирков проспал, Костя Бронзит сказал, что постеснялся, жалко, в кои-то веки хотелось нашими погордиться.
И еще немного про остальное.
Magic Mountain – «Магическая гора» (чтобы не путать с Волшебной горой Манна) Анки Дамиан – снят по тем же рецептам, что она снимала своего знаменитого «Крулика» – коллажная документальная анимация, соединяющая фотографии с разными типами рисунков. Анка сказала, что задумала трилогию о героизме, но на мой взгляд и Крулик героем не был (скорее жертвой) , и новый герой – тоже. Кино мне понравилось существенно меньше, хоть и сделано лихо, поскольку к нему есть много вопросов этического характера. Ее герой – Адам Яцек Винклер, поляк, с детства ненавидевший советский коммунизм, нелегально сбежал во Францию, был альпинистом, а потом, во время Афганской войны поехал туда воевать против русских на стороне моджахедов. Потом вернулся и умер при очередном восхождении. Личность, конечно, интересная, но не столько герой, сколько авантюрист, ищущий адреналина хоть в горах, хоть в войне. Но фильм, одним из авторов сценария которого была дочь Винклера (и сам сценарий строится, как диалог героя с дочерью) – невероятно его возносит, не подвергает сомнению его величие и, конечно, ничуть на его счет не иронизирует. Отчего и кино получается не только не разборчивым, но и неумным, это жаль, об этом сюжете интересно было бы подумать, сколько авантюрных людей сейчас ездят пострелять на войну, как на охоту.
Еще один полный метр я видела в конкурсной программе – французский «Avril et le Monde truqué», режиссеры – Franck EKINCI, Christian DESMARES, весьма лихие фантастические приключения в духе стимпанка, начинающиеся в 19 веке, а заканчивающиеся в середине 20-го. Авриль – девочка, дочь исчезнувших знаменитых ученых, потом оказывается, что какие-то говорящие ящеры воруют ученых по всему миру и селят их в фантастическу шарашку – там и Эйнштейн, и Королев, и кого только нет, и все они сочиняют элексир бессмертия. Смотреть увлекательно, хотя к концу дикость сюжета совсем зашкаливает.

Скачать ролик | Все ролики к мультфильму | Информация о мультфильме…

И еще посмотрела прелестную программу документальных фильмов с анимацией, что нынче модно. Первый – Les Aventuriers de l’art moderne сняла Amélie Harrault, девушка, которая недавно сняла мультфильм про Мадемуазель Кики, используя картины художников того времени. Здесь прием тот же, но есть и документальные кадры и идет закадровый рассказ про начало века, художники, проблемы, взаимоотношения, смерти и др. Сделано очень остроумно, смотреть одно удовольствие. Этот фильм шел почти час, а второй покороче – Le Dominion de Seth режиссера Luc Chamberland про канадского комиксиста и аниматора Gregory Gallant.

Ну и еще посмотрела кукольную программу Handmade Puppet Dreams, собранную фестивалем с таким же названием, созданный Heather Henson, дочерью создателя Маппет шоу (оказывается, она много чего создала, поддерживающего кукольные искусства). И там неожиданно оказалось много фильмов, снятых не как анимация, а как кукольный театр, с живым движением, а не покадровой съемкой. А один фильм был и вовсе копия того, что делает театр Пилоболус, только с руками (Round, реж. Kirk HENDRY).

 

 Источник

Share: