Новости анимации

Кому принадлежат авторские права на советские персонажи

Кому принадлежат авторские права на советские мультфильмы и советских мультипликационных персонажей. В статье разобраны случаи и постановления судебных инстанций Российской Федерации.

   Верховный суд РФ подтвердил, что имущественные права на персонажи произведений, вошедших  составной частью в советские мультфильмы, принадлежат   их авторам.
В.Л. ЭНТИН
   Директор НФ «Центр правовой защиты интеллектуальной собственности»,
Член-корреспондент Международной академии сравнительного права
ПЕРСОНАЖИ  СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ В РЕШЕНИЯХ РОССИЙСКИХ СУДОВ:
   Права авторов произведений, вошедших в фильм, охраняются независимо от  прав киностудии
   13 октября в  Российской газете размещен материал «Чебурашка назвал свою цену»  с подзаголовком «Кому принадлежат права на персонажей советских мультфильмов». Строчкой ниже жирным шрифтом выделено:  «Верховный суд». Текст: Владислав Куликов (блог автора).
   Автор начинает статью со своего главного вывода:  «Верховный суд России разъяснил, что права на персонажей советских мультфильмов безоговорочно принадлежат киностудиям… Писатели или художники, вдохнувшие жизнь в героя, не имеют над ними финансовой власти. Им остается довольствоваться только славой».
   Разумеется, статья блоггера, опубликованная даже федеральным органом, – это не судебное решение. Тем не менее, мы полагаем, что выводы, сделанные в ней, могут «сыграть на руку» всем тем, кому это выгодно, и введут в заблуждение широкий круг лиц, имеющих отношение к мультипликации и использующих персонажи мультфильмов.
Давайте разберемся, что же  на самом деле говорится в решениях судов.
23 сентября 2015 г. Президиум Верховного Суда РФ опубликовал
   “Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав”. Это составленный аппаратом суда пространный документ из 65 пунктов, из которых только три  посвящены персонажам  мультфильмов.  Из п. 9 следует, что персонаж произведения может быть признан объектом авторских прав. Для этого  требуется одновременное  наличие двух условий. Первое, он должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора, что делает возможным  использовать его отдельно от произведения. Второе, персонаж должен быть  выражен в доступной восприятию объективной форме: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п.п. 7,3 ст.1259 ГК РФ).
   В «Обзоре» судам предлагается «удостоверяться  в существовании персонажа», то есть суд должен выяснять, о персонаже какого произведения идет речь. По-моему, это далеко не так просто, как кажется.
   В мультипликационном фильме одновременно присутствуют произведения многих авторов и артистов-исполнителей, озвучивающих фильм.
   Голос и интонации коту Матроскину подарил Олег Табаков. Речевые особенности тигра Шерхана из мультфильма «Маугли» придумал Анатолий Папанов.
   Как выглядят, двигаются и действуют  «Волк» и «Заяц» из мультсериала «Ну, погоди!» придумали художник-постановщик Светозар Русаков и режиссер Котеночкин.
    Персонаж аудиовизуального произведения является частью фильма. Следовательно, персонаж мультфильма сохраняет свойства фильма. У персонажа мультфильма есть признаки, отличающие его от персонажей произведений, вошедших составной частью в фильм. Персонаж мультфильма отличают его динамические характеристики, которые  касаются его  внешнего вида,  движений, голоса, мимики и иных других признаков, предназначенных для зрительного и слухового восприятия (в случае сопровождения звуком) с помощью соответствующих технических средств.
   Таким образом,  о персонаже аудиовизуального произведения (мультфильма) можно говорить  тогда, когда мы видим на экране его в движении, с мимикой, голосом и т.д.  А для этого необходимо    техническое устройство (телевизор, компьютер и т.п.).  В обиходном языке персонажами мультфильмов именуются рисованные или кукольные персонажи, созданные художниками-постановщиками. Но они становятся персонажами аудиовизуального произведения только тогда, когда они двигаются, поют, говорят, благодаря усилиям режиссера, сценариста, композитора, художников-мультипликаторов и др. специалистов. Фильм это сложный объект, В нем складываются усилия многих авторов и артистов. Такое сложение творчества, позволяющее говорить об использовании фильма, обеспечивают технические средства.
   В отношении  персонажей мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 г.,  применяется законодательство, действовавшее на момент создания фильмов. На территории России действовал Гражданский кодекс  РСФСР 1964 г.
   Согласно ч.1  ст. 486 «авторское   право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку».  В соответствии с  ч.2 статьи 486 ГК РСФСР «автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение.
   Статья 5 закона федерального закона от 18.12.2006  N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции от  29.06.2015 гласит: «Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения».
   Таким образом, авторское право на фильм в целом  осталось у киностудий, осуществивших съемку фильма,  а права на произведения, вошедшие составной частью в фильм,  сохранилось  за их авторами».
   Содержащееся в Обзоре решение Басманного районного суда г. Москвы содержит случай, когда  автору сценария отказали в иске  на том основании, что его права ограничиваются литературными  произведениями и их персонажами.
   При этом суд подчеркнул, что «автор не лишен права на использование созданного его творческим трудом сценарного произведения, включая и его персонажи, по своему усмотрению, в том числе путем передачи его другому лицу для создания нового произведения путем иной оригинальной экранизации».
   Суд разъяснил, что «использование фигурок персонажей не нарушает законных интересов и прав истца, на принадлежащие ему литературные произведения».
   За авторами изобразительных персонажей признаются права на созданные ими изображения. Для иллюстрации этого тезиса можно привести Определение  Московского городского суда от 22 октября 2010 г., где сказано, что «суд верно пришел к выводу, что впервые  Пшеничной И.А.  были созданы изображения  поросенка  Фунтика  и клоуна Мокуса, обезьяны Бамбино и других персонажей серии  мультипликационных фильмов, где Пшеничная И.А. являлась художником-постановщиком».
   На момент создания мультфильмов «Неуловимый Фунтик» действовал гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г.
               Согласно статьи 483 ГК РСФСР от 11.06.1964 г., автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение.
               В соответствие со статьей 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику  и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение.
               «Исходя из указанных норм  материального права, суд установил, что Солин А.И. (режиссер) являлся субъектом авторского права в отношении постановки мультфильмов, тогда как Пшеничная И.А. – на образы художественных героев, использованных в мультфильме.  Образы, использованные на упаковках товаров, созданные другими художниками, являются производными, поскольку используют визуальный образ, созданный художником-постановщиком.
               Использование изображений персонажей мультфильмов без согласия автора правомерно признано судом нарушением авторских прав, влекущих возмещение убытков.
   Хочу напомнить, что на встрече с мультипликаторами 28 июня 2011 председатель правительства РФ В.В. Путин в ответ на жалобы мультипликаторов в отношении действий руководства ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК), присваивавшей права авторов мультфильмов, произнес: «Вас грабят, а вы молчите!». После чего последовало поручение от 6 июля 2011 г. о   ликвидации ОГК, что и было сделано.
Отсюда следует вывод: имущественные права авторов мультфильмов никто не отменял.
Share: