Новости анимации

Итоги российского анимационного года – 2015

Итоги анимационного года среди российских студий анимации. Какие достижения российская анимация достигла в прошедшем 2015 году

   Подводить итоги за анимационный год – дело неблагодарное. Мультфильмы – штука долгоиграющая: они долго делаются и долго смотрятся, так что любые значительные новости корнями уходят в какие-то стародавние времена.
   Ровно так обстоит дело с 2015-м годом. Вроде бы он принес множество прекрасных новостей для российского анимационного кино, но присмотришься – и понимаешь: все эти новости – плоды усилий, вложенных уже давно. Впрочем, не так уж важно. Главное, что 2015-й год принес действительно неплохие результаты и довольно обнадеживающие обещания на будущее.
Итоги российского анимационного года - 2015
Кадр из мультсериала “Маша и Медведь”
Сериалы
   Первая и главная из «старых новостей» – ошеломительный международный успех сериала «Маша и Медведь». Интерес к этому бренду накапливался несколько лет, но именно в 2015-м стало очевидно, что «Маша и Медведь» оказались в числе самых популярных анимационных сериалов мира. Как и любая новость такого масштаба, это известие составилось из множества сообщений о призах на престижных кинофорумах, включениях проекта в разные солидные топы и прочее. Таких известий за год накопилось с полтора десятка, при этом самое хитовое как будто специально прибереглось к Новому году: серия «Маша + каша» набрала более миллиарда просмотров, оказавшись в числе самых популярных роликов всемирного Youtube (миллиардеров можно буквально по пальцем перечесть), первым российским видео и вроде бы единственным в мире немузыкальным видео, добившимся таких результатов.
   Но главное даже не это, а сарафанное радио, свидетельствующее о том, что «Маша и Медведь» действительно обрели неслыханную популярность во многих странах и известны теперь, если не каждому в мире ребенку, то очень-очень многим детям и их родителям.
Итоги российского анимационного года - 2015
 
Кадр из мультсериала “Маша и медведь”
   В этой старой новости есть, впрочем, и существенная новизна, а точнее говоря, огромный аванс, который получила наша индустриальная анимация в этом году. Ибо известно, что один такой успех открывает дорогу для множества других. И если победа «Маши и Медведя» на международном поле не случайна, то будущие годы принесут России еще множество хороших новостей в смысле международного продвижения российских детских сериалов.
   Но тут уж не без ложки дегтя. Конечно, «Машины» подвиги случайными никак не назовешь. Это результат большой работы не только конкретно студии «Анимаккорд», но и анимационного сообщества в целом, начиная даже с 1990-х годов, когда Александр Татарский (истинное значение этого имени для российской анимации мы сейчас только начинаем осознавать) настаивал свой «Пилотовский» «бульон». Именно из этой питательной среды вышли многие из тех людей, которые определяют сегодня лицо российской анимации и да, в том числе автор проекта «Маша и Медведь» Олег Кузовков, а также режиссер целого ряда эпизодов «Маши и Медведя», включая ту самую «Машу + кашу», Олег Ужинов. Сюда же, в предысторию, можно вписать и лестницу продюсерских успехов, тех прорывов, которые еще до «Анимаккорда» совершили студия «Мельница» («Лунтик», фильмы про богатырей) и студия «Петербург» («Смешарики») и без которых вряд ли был бы возможен нынешний успех «Маши». В общем, все неслучайно. Но есть и другие закономерности. Одна из них, например, в том, что за последние несколько лет новых заметных, амбициозных, ярких анимационных брендов не появилось, а большинству студий, имеющих один успешный проект, запустить второй такого же уровня не удается. Исключение – «Мельница», у которой на счету два хитовых сериала – «Лунтик» и «Барбоскины». Однако и тут стоит оговориться: в силу множества причин данные бренды не имеют большого спроса за пределами России.
Итоги российского анимационного года - 2015
Кадр из мультсериала “Барбоскины”
   Все чаще приходится слышать от продюсеров и специалистов, что нашим студиям просто не хватает ресурсов для запуска новых мощных проектов. И финансовых, и человеческих, и индустриальных. Но и тут есть некая «другая сторона», о которой все умалчивают. Дело в том, что российские сериалы делаются не совсем так, как сериалы, положим, американские. Последние строго привязаны к ТВ-вещанию. Они производятся обычно по заказу ТВ-канала в потоковом режиме (положим, один 20-минутный эпизод каждые две недели) и имеют часто очень лимитированный характер. Это, собственно, и есть индустриальный подход: делается много и быстро, у студий постоянный доход, постоянные рабочие места обеспечивают приток в область новых специалистов… в общем, получается много среднего контента и некоторое количество действительно хорошего. У нас все иначе. Каждый эпизод – это риск и ответственность самой студии. Что уж говорить о новых проектах, запуская которые студия рискует вдесятеро.
Итоги российского анимационного года - 2015
 
Заставка канала “Мульт”
   Так вот. К чему я все это говорю. На фоне разных старых новостей есть одна действительно новая и очень долгожданная. У нас, наконец-то, не только появился, но и заработал более-менее в полную ногу анимационный канал, который способен стать (и уже становится) реальным участником анимационного процесса. Речь, конечно же, про «Мульт». О необходимости подобного канала говорилось давно, Ассоциация анимационного кино долго пробивала его создание, в конечном итоге, он появился по воле ВГТРК, выглядел поначалу как-то неубедительно, но постепенно оформился, наладился и мало-помалу превращается в «активного игрока» на анимационном поле. К сегодняшнему дню по заказу канала выходят уже 4 проекта: «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Тима и Тома» и «Малышарики». В планах – больше. Конечно, вряд ли хоть один из перечисленных добьется таких же успехов, как «Маша и Медведь», но именно подобные сериалы и именно подобное сотрудничество способны создать в России фундамент для формирования анимационной индустрии американского типа.
Полнометражные фильмы
Ситуация с полнометражными мультфильмами выглядит к концу 2015-го года… амбивалентно, скажем так. С одной стороны, за отчетный период в прокат вышло шесть российских картин. Что много. С другой – нужно помнить, что за 2014-й год в прокат вышел всего один российский фильм. Что мало. В то же время год грядущий сулит нам вроде бы не менее пяти картин, среди которых и подающие надежду новые «Смешарики», и долгожданная кукольная «Гофманиада» от возрождающегося «Союзмультфильма».
Итоги российского анимационного года - 2015
 
Кадр “Гофманиада”
   В смысле сборов и народной популярности по-прежнему лидируют мультфильмы студии «Мельница» (в этом году – «Три богатыря: ход конем»), которые она выпускает стабильно на новогодние каникулы. И хотя возникает ощущение время от времени, что интерес к этому бренду падает (уж точно не повышается), ситуация пока выглядит вполне стабильной. Точно так же стабильно другие студии со своими полнометражными фильмами по сборам не могут преодолеть в России барьера в 10-11 млн. долларов (даже в пересчете на старый валютный курс), а это значит, что производить полные метры у нас по-прежнему в основном не очень выгодно.
   А порой и совсем-совсем убыточно. Из шести полнометражных фильмов этого года три не набрали в прокате даже 100 млн. рублей. Сложно рассчитывать, что будущий год принесет серьезные новости в этом смысле. Из заявленных релизов шансы на хорошие сборы есть только у той же «Мельницы» (на новогодние праздники они выпускают очередного «Ивана Царевича») и у «Смешариков», которые, впрочем, вряд ли сильно побьют свои предыдущие достижения, а в долларовом эквиваленте, вероятно, даже до них не дотянутся (фильм наверняка окажется очень неплохим, но, увы и ах, у кинотеатрального проката есть свои странные законы и алгоритмы).

Итоги российского анимационного года - 2015

Кадр из мультфильма “Иван царевич и Серый Волк 3” 
   Тем не менее, минувший год принес и в этой области приятные новости. Связаны они опять же с международным продвижением, а конкретно с успехами франшизы «Снежная королева». Рассказывая об успехах фильмов, продюсер Юрий Москвин говорит, что «в этом году «Снежная Королева 2» была продана в Испанию, Пакистан, Бенилюкс, США, Канаду, Чехию, Словакию, Францию, Германию, Бразилию, Японию, Малайзию, Болгарию, Индонезию, Тайланд, Италию, страны Латинской Америки, Вьетнам, Румынию, Венгрию. Вместе с первой частью «Снежной Королевы» франшиза покрывает уже более 130 стран с общими сборами около 30 миллионов долларов. Для «Снежной Королевы 2» 2015 год был очень успешным. Результаты проката как по количеству зрителей, так и по сборам во многих странах выросли, что говорит о том, что зрителю интересно продолжение истории приключений Герды и Кая. И дает хорошую заявку на релиз третьей части, который запланирован через год.
Итоги российского анимационного года - 2015
 
Кадр из мультфильма “Снежная королева2”
    Наиболее успешным международным релизом второй части франшизы был в Южной Корее, где box office превысил 4,2 миллиона долларов, а также в Польше – в рамках небольшой европейской страны сборы перевалили за миллион долларов, что мы также хотели бы отметить. В Бразилии, где релиз был в конце ноября, по итогам четырех недель проката анимационный фильм Wizart «Снежная королева 2» посмотрело в 3 раза больше зрителей, чем в 2013 году первую часть франшизы, а сборы второй «Королевы» оказались в 1,5 раза выше первой части. Аналогичная ситуация и в Болгарии. Первые выходные проката принесли фильму четвертое место и половину прироста в выручке по сравнению со стартом первой части. В Болгарии сборы составили около 50 000 долларов (по состоянию на 18.12), в Бразилии – 1,1 млн долларов (по состоянию на 14.12). В Словакии фильм и вовсе стал лидером проката в первые выходные, обогнав «Хорошего динозавра», «Маленького принца» и «Шпионский мост». В самом начале 2016 года «Снежная Королева» выходит в Перу, Боливии, Эквадоре, Чили и в Испании. Совпадая с новогодними праздниками, мы также ожидаем хороший результат проката фильма и в этих странах».
   Есть надежда, что успех «Снежной королевы» – первый в череде других полнометражных побед. Про некоторые из грядущих пресс-релизов известно, что международный рынок ими уже заинтересовался (на стадии производства).
Итоги российского анимационного года - 2015
Кадр из мультфильма “Мы не можем жить без космоса”
   Самым громким и приятным событием в этой сфере стал невероятный (конечно же, абсолютно заслуженный) международный триумф фильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Короткометражка получила какое-то неисчислимое количество фестивальных призов по всему миру и теперь участвует в «оскаровской гонке». Фильм несомненно имеет все шансы на то, чтобы получить престижную награду, и тут можно только держать за Костю кулаки, что мы все и будем делать в ближайшие месяцы.

Итоги российского анимационного года - 2015

Кадр из сборника мультфильмов “Веселая карусель” 
   Другая, менее заметная, но не менее приятная новость связана с тем, что необычайного расцвета в России достигла авторская мультипликация для детей. Запущенные на нескольких студиях детские альманахи принесли в нашу авторскую мультипликацию существенное количество симпатичных, интересных, очаровательных короткометражек для детей. Тут стоит в первую очередь назвать «Зеленое яблоко» (студия «Пчела») и «Веселую карусель» (студия «Союзмультфильм»). За последние пару-тройку лет, наша детская мультипликация заняла почетное место на фестивалях по всему миру, даже настолько почетное, что, пожалуй, мы легко попадем в топ из 3-5 стран с самой развитой авторской мультипликацией для детей. Увы, широкая публика пока не оценила это достижение по достоинству. И в этом смысле сейчас предстоят два очень важных года, в течение которых для нашей детской анимации (а следовательно, и для анимации в целом) определится очень много. Прям так и хочется воззвать к широкой общественности: поддержите сегодня нашу авторскую анимацию для детей, смотрите ее, показывайте ее своим детям, пропагандируйте ее и вообще всячески любите, потому что от нее сегодня очень многое зависит. Сериалы – это дело хорошее. Но именно в короткометражном, в авторском, фестивальном секторе разрабатываются новые идеи, стили, направления, здесь возникают новые имена, рождаются новые характеры, опробуются новые технологии (по крайней мере в странах со слабо развитой индустрией происходит именно так). Одним словом, если вы хотите повлиять на то, какую мультипликацию будут смотреть наши дети через 5-10 лет, следите за авторскими короткометражками. Благо, сейчас это не так уж сложно. Фильмы выкладываются в сети (совершенно официально), появляются на DVD и даже сборниками выходят в кинопрокат.

Итоги российского анимационного года - 2015

Кадр из мультфильма “Мы не можем жить без космоса” 
    Что ж… подводя общие итоги, надо сказать, что ситуация с нашей мультипликацией в целом внушает оптимизм. Умеренный, но оптимизм. А уж как оно будет развиваться дальше, покажут в следующих сериях. Понятно одно: сегодня все зависит от людей. И вовсе, к слову, не от тех людей, которые делают нашу мультипликацию: они стараются как могут, это уж поверьте. А от тех людей, которые ее смотрят. Или не смотрят. Пожалуй, никогда еще патриотический долг не мог реализоваться так просто и незатейливо. Достаточно просто пойти в кинотеатр на какой-нибудь наш полный метр. Или хотя бы просто включить ютуб – и это уже станет большим и прекрасным вкладом в развитие российского мультипликационного кино. Так что остается пожелать всем нам на следующий год активных и приятных просмотров.
Share: