Обучающие статьи

Кто такой композер?

ЭТО ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ В ПРОЦЕССЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА на этапе  постпродакшена. Композеры ответственны за финальный продукт: анимационный ролик, фильм, рекламное или телевизионное видео, игру и так далее — за то, чтобы не было никаких визуальных ошибок и помарок и всё выглядело опрятно и сбалансировано.

Сергей Шуппо
lead compositing artist, студия Main Road|Post
КОМПОЗЕРЫ ВИЗУАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ (от англ. compositing — компоновка, сборка)вносят последний штрих в изображение при создании компьютерной графики. Они собирают кадр (кадр/шот — одна смена камер, из них собираются большие сцены) в единое целое, складывают множество CG-слоёв, интегрируют в съёмочный материал элементы, которые невозможно было бы снять, убирают из шотов всё то, чего там не должно быть. Суть их работы — сделать финальный кадр красивым и «настоящим», чтобы всё смотрелось гармонично, чтобы зритель верил в то, что он видит.
Как и большинство профессий в области VFX, композ делится на несколько составляющих. В нашей студии, как правило, ребята целиком проделывают работу над своими шотами, но в основном есть определённые градации. Compositing artist’ом, или композером, человек становится не сразу. Самая первая ступень на пути к профессии композера — это ротоскоп (маскирование). Практически все шоты в кино требуют ротоскопа, то есть отделения от фона конкретного объекта, получения его маски.
Допустим, в кадре на переднем плане бегут люди, а за ними какое-то строение, которое нужно поджечь. Чтобы это сделать, нужно отделить людей от общего фона, получить их маски, а потом уже спокойно добавлять огонь, дым, искры. Маскирование — самая базовая задача, она не требует высокохудожественного подхода. Обычно этим занимаются ребята, которые только начинают путь композера.
Кто такой композер?
 Кто такой композер?
Кто такой композер?
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ — это клинап (clean-up). Задача клинапера убирать из кадра всё лишнее, обычно это тросы, на которых подвешивали героев, затирка отражений(часто в стёклах любит отражаться съёмочная группа) и многое другое. Клинапер учится собирать картинку из кусков, восстанавливать те места, из которых удаляются ненужные участки. В фильме «Сталинград», например, у нас был очень непростой шот, в котором два танка переезжали через забор, крушили его и двигались дальше — вернее, должны были двигаться дальше, но один танк заглох. Его пришлось затереть, а после добавить полностью компьютерный танк. Работа эта уже не такая простая, требует элементов творчества.
Кто такой композер?
Кто такой композер?
Кто такой композер?
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ — кеинг, процесс отделения персонажей или объектов от зелёного/синего фона. Порой кей используют для получения масок, о которых говорилось в первой ступени. Позиция специалиста по кеингу очень спорная, её можно отнести, скорее, к составляющей композитинга, но, например, часть наших ребят (и я сам) начали кеить раньше, чем композить.
И ВОТ СЛЕДУЮЩАЯ СТУПЕНЬ — композер, правда, начинающий. Человек уже умеет резать маски, умеет клинапить, делает это уверенно. На данном этапе пробует собирать простые шоты, которые не требуют большого багажа знаний и умений. Композеры, которые проработали над несколькими проектами и накопили достаточно опыта, вырастают в лид-композеров (lead compositing artist). Они отвечают за пока ещё просто композеров, которые в будущем также могут вырасти до лидов. Дальше уже идут сиквенс-супервайзер, супервайзер в студии, супервайзер на площадке и VFX-супервайзер целого проекта.
Дарья Абрамова
Share: