Обучающие статьи

Как написать сценарий анимационного фильма для широкой аудитории

Ярослав Войцешек

Как написать сценарий рассказал Ярослав Войцешек автор сценария и режиссер анимационного фильма «Руслан и Людмила», преподаватель сценарного мастерства в Ukrainian Film School. Ярослав расскажет: что такое хороший фильм, с чего начинается история и какие характеристики должны быть у героя. Он приоткрыл несколько тайн сценарного мастерства.

Прежде чем начать, нужно понимать, что такое хороший фильм? Каким должен быть фильм, чтобы его можно считать хорошим. На что обратить внимание? Ярослав решил уточнить у зала, но точно охарактеризовать, ни у кого не получилось. Для того, чтобы написать сценарий, нужно понимать каким будет фильм.

«Хороший фильм – это фильм который удовлетворяет большинство своей целевой аудитории». – Сформулировал Ярослав Войцешек. – «Всех, не удовлетворить».

Нужно понимать, для кого вы эту историю создаете. Кто ваша целевая аудитория? Давайте смотреть правде в глаза, если вы делаете для себя – то, значит, никому не показывайте. Даже, если делаете для фестиваля, там есть своя – фестивальная аудитория. Если посмотреть на фильмы, которые попадают в конкурс, у них есть что-то, что их объединяет. Одна общая черта. Поэтому, нужно знать, кто главные рецензенты. Если создавать историю для широкой аудитории, нужно понимать, кто ваша аудитория. Посмотрите, какой фильм собирает большую кассу. И, это фильмы ориентированы на детскую аудиторию. Но, на самом деле, дети сами в кинотеатр не идут, и отзывы не пишут. Следовательно, основная аудитория — это родители, которые выбирают фильм для семейного просмотра. И, что не удивительно, мы узнаем, кто же на самом деле целевая аудитория. Основные рецензенты – мамы и бабушки. Поэтому, фильмы которые получают хорошие кассовые сборы, фильмы ориентированы на девочек, или unisex – про зверушек. Абсолютное большинство фильмов ориентированные на мальчиков проваливаются в прокате.

Ярослав Войцешек

фото с сайта linoleumfest.com

Как написать сценарий, с чего начинается история? На самом деле, есть только две стартовые точки, с которых начинается история: от события, или от героя. Если брать событие, чаще всего какое-то историческое событие. Затем, возле события появляется герой. Событие является начальной точкой создания истории. В истории, обязательно должен быть понятный герой, у которого понятная цель. Цель может быть недостаток, который нужно исправить, или проблема которую нужно решить, или желание которое нужно достигнуть.

У каждого движения есть два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация – это, что конкретно хочет герой. Внутренняя – это зачем. К примеру, в анимационном фильме «Руслан и Людмила» Руслан хочет спасти принцессу, чтобы любить ее. Братья Фарлафа и Рогдая тоже хотят спасти Людмилу, но их цель – через брак получить королевство.

У героя должно быть препятствие/антагонизм. И, нужно понимать какие ставки, насколько они высоки.

Для примера, Ярослав Войцешек, привел следующую историю: К примеру, герой хочет выпить пива. Он идет в паб, и тут обнаруживает, что у него нет денег. У него два варианта: украсть пиво, или пойти и раздобыть денег. Есть герой, есть цель и есть препятствие. Также, мы понимает какие ставки. Если герой не выпьет пива, он не умрет. Главное, написать сценарий таким образом, чтобы зритель был в ожидании финальной сцены.

Характеристики героя

У героя может быть, как одна эта характеристика, так и несколько. Но они должны быть обязательно.

  1.  Как заставить зрителя сразу полюбить героя. Чтобы зритель сразу полюбил героя, герой должен быть слабым. Его могут бить и унижать. Это заставляет сопереживать.
  2. Человек – профессионал своего дела. Мы, подсознательно хотим быть такими же. Яркий пример такого героя Доктор Стрендж, Быков из «Интернов» (не всегда положительный).
  3. За то, что хороший парень (может быть только в начале). Но, если герой превращается в антигероя он должен умереть.
  4. За то, что они смешные, юмор всегда продается. Герой, должен уметь классно пошутить.
  5. Герою угрожает опасность. Это как минимум интересно.

 

Главное помнить, в сценарии должно быть больше глаголов, а не прилагательных. На протяжении фильма зритель должен сопереживать, а не думать. Если зритель начал думать, значит фильм ему не интересный. У фильма должна быть эмоциональные качели, но аккуратно. Если эмоционально зритель «выгорит» к середине фильма, у него может не остаться эмоций.

 

Относительно штампов: начиная писать сценарий учитывайте, что поведение должно быть понятный зрителю. Если у вас герой – трус, то сбив прохожего, он убежит с места преступления. Это не штамп – это свойственные характеру героя действия. В том случае, если герой сделал несвойственные ему поступки, их нужно объяснить в ближайшее время. Если в течении пары минут не объяснить действия, зритель будет задумываться «а почему это он так?». Он начнет думать и перестанет сопереживать и испытывать эмоции.

Относительно имен персонажей. Главное, чтобы в именах, было меньше одинаковых первых букв. Если будет Александр, Алексей, Анастасия, Анна, можно запутаться.

Заглавное фото с официальной страницы Facebook Ярослав Войцешек

Share: