Обучающие статьи

КАК ПИТЧИНГОВАЛИ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКИЕ СТУДИИ и ЗАПАДНЫЕ. 6 ОШИБОК.

Как эхо Анси, преподаватель теории драматургии и сценарист Олег Сироткин собрал основные отличия питчинга проектов российских студий и студий запада. Читайте полную версию его обзора.

13 июня 2019 года, в рамках анимационного рынка в Анси, прошел питчинг проектов российских анимационных студий. Поскольку мне довелось побывать, в том числе, на питчингах западных стран, поневоле бросилась в глаза разница.

Как обычно питчингует проект западная студия:
1 Выходят милые ребята, как правило, аниматоры. Один из них начинает рассказ про себя: мол, я вырос там-то и там-то, с детства я сталкивался с такой-то проблемой… (например: я и мои друзья, игравшие в одном дворе, не имели возможности учиться в школе — наши родители были очень бедны).

2 После чего выступающий плавно переходит к теме фильма: мол, «вспомнив о детстве у меня родилась идея сделать анимационный фильм, в котором рассказывается о том как» … трое ребят решили организовать школу в самом злачном, криминальном районе города.

3 Затем появляются слайды — представление персонажей, с прорисовкой эмоций и характерных черт движения каждого из героев.

4 Потом появляется сториборд (типа раскадровки) — как правило посредством сториборда описывалась завязка.

5 Наконец показывают тизер — фрагмент фильма, как правило — это 1 сцена из фильма. Видны герои в движении, стилистика будущего фильма.

6 Затем описывается, что нужно питчингующимся. Чаще всего четко звучит слово: MONEY. Появляется инфа о количестве серий, хронометраже, цены за серию и сколько всего надо денег на проект (на одном из сериалов, 26 серий по 11 мин: 1 серия, производство оценивалось в 75 000$, всего на весь сезон нужно было 1 800 000$ (при учете, что 2 серии они сняли на свои).

7 Заканчивался питчинг ключевой формулировкой послания фильма, зачем мы решили создать этот проект: (типа: мы делаем это, чтобы привить детям из криминальных районов любовь к учебе, показать, что школа — это классно, школа даст им будущее без криминала).

9 Строго в отведенное время выступающий покидает трибуну.

Как питчинговали проекты российские студии:
1 Почти все стартовали с сообщения о студии: мол, мы уже 15 лет на рынке, сделали кучу всего (мелькают кадры готовых проектов), общее послание: мы крутые. Кажется, ни одна российская студия не начала рассказ с ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ. Между тем, так понимаю, это важнейший ингредиент питчингов сегодня — АУТЕНТИЧНОСТЬ ПРОЕКТА. Почему этой темой занимаешься именно ты? Как эта тема коснулась создателя лично? Даже компания Дисней, представляя проект, выводила на экран фото конкретных сотрудников студии, кто занимается проектом, какой аниматор его рисует, и почему он взялся именно за эту тему (я еще долго гадал, зачем они это делают? Зачем они выводят на экран фото с подписями людей, которые даже не присутствуют в зале, представляют аудитории работников так называемого «среднего звена»).

2 Затем выступающий, как правило, это руководитель российский студии, или руководитель подразделения, начинает описывать проект. Звучит инфа, о чем фильм, и какова завязка. Возникают готовые, выполненные в красках кадры из будущего фильма. Никакого пояснения почему именно этот человек или эта студия взялась за этот проект — не дается. И это, на мой взгляд ошибка №1.

3 Затем идет описание персонажей. Иногда — без прорисовки фаз движения и эмоций. Акцент делается на характере персонажа: мол, Андрюша — упитанный мальчик, замкнутый, любит ловить бабочек и слушать бабушкины рассказы о своей молодости. Танюша — высокая, лидер в классе, обостренное чувство справедливости и тайная мечта поступить в цирковое училище. У многих студий не было прорисовок характерных черт движений персонажа: типа, как он двигается (ноги будто все время прилипают к полу. Или перемещается мелкими перебежкам на мысах, как на иголках). Это очень важный момент: ВИЗУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ персонажа в питчинге заменялась на описание психотипа. Так обычно описывается персонаж в библиях к проекту игровых телесериалов. И это ошибка №2, на мой взгляд.

4 Затем включался трейлер. Российские трейлеры смотрелись крайне богато: под песню, специально сочиненную под проект, нередко — на английском, шла головокружительная нарезка кадров, после просмотра которой возникало ощущение, что проект уже снят: так много сцен сделано с полной покраской фонов. Не совсем понятно, зачем он питчингуется. Одновременно с этим возникали вопросы: а как именно будет выглядеть фильм, не в формате рекламного ролика, а в формате нормального показа на экране во время киносеанса? На мой взгляд, демонстрация всего 1-й сцены из фильма дает представление о проекте больше, чем дорогостоящий трейлер. Что в такой сцене имеет смысл показать: заявить героев в движении, дать возможность рассмотреть визуальную стилистику проекта, наконец — продемонстрировать на чем строятся шутки, каким будет тип юмора. Это ошибка №3.

5 Несколько студий, в рамках питчинга 1-го проекта, пытались рассказать о 2-х проектах сразу. Показывались 2 трейлера. В связи с тем, что время выступления ограничено, выходило неудачно: оба проекта были поданы скомкано. В итоге возникало ощущение, что всего у студии много всего, но про что конкретно каждая история — так и осталось неясно. Ошибка №4.

5 Нередко у выступающих был очень плохой английский. Это резало слух. Иногда и вовсе выступление напоминало путанный рассказ школьника на уроке английского языка. Видно, что речь не репетировалась. В отличии от иностранцев, чье выступление звучало отточено, как стихотворение — явно долго репетировали. Ошибка №5.

6 Некоторые российские делегаты не укладывались в хронометраж выступления. Модератор питчинга стучал пальцем по часам. В ответ звучало то, чего я не слышал нигде больше: «Подождите. Я еще не все рассказал!» – и делегат продолжал выступать. В зале смеялись. Нарушение регламента — это нечто нетипичное для Франции, помешенной на чувстве справедливости. Большее время для выступления во время состязания (а питчинг это, как ни крути, состязание) расценивается как попытка получить преференции. Что вызывает только отторжение у иностранцев. Очень недальновидно — нарушать регламент. Ошибка №6.

7 Заканчивали российские студии выступление пояснением задач: ищем софинансирование, партнеров. Четко формулировалась «миссия проекта» – здесь все было ок.

8 В целом, хочу заметить, что у российских проектов была невероятная по красоте картинка. Истории очень хорошо нарисованы, не просто качественно, а еще и «eye candy” (вкусно для глаз). Оставалось ощущение чего-то очень красивого, но что свалено в кучу в гараж — рассмотреть нормально эту красоту не удалось. Мне показалось, некоторые студии питчиновали проекты без особой надежды на результат. Почему так? Не знаю.

Заглавное фото со страницы Олега Сироткина

Источник

Share:

2 comments