Обучающие статьи

Клише свойственные для разных стилей Анимации

Мы обратились к независимому аниматору и режиссеру Сашко Даниленко для того, чтобы раскрыть понятие клише. В статье будут рассмотрены такие виды клише в анимации как: моушн клише, клише “Зеркало души”, звуковое клише и клише по ориентированию на аудиторию.

Моушн клише
Пример – физика движений персонажей гипертрофирована. Излишняя пластика без костей, усиленная инерция, комичность движений, всевозможные пританцовки, все как в старых Диснеевских фильмах. Было время, когда это было признаком качества анимации и смешило зрителя. Такой стиль сформировался у целой школы аниматоров, которые прошли классическую подготовку и теперь используют такое клише повсеместно.

Применение – несомненно такой стиль имеет право на существование, но подобные движения должны быть обусловлены смыслом и жанром. Если это отсылка к старой школе, если это оживающий неодушевленный предмет, и нужно показать, что он ожил до последнего винтика, то такой стиль уместен.

Клише “Зеркало души”
Пример – существует клише, что глаза это зеркало души и являются главным средством выражения. Порой авторы зацикливаются на одном лишь этом инструменте, забывая про все остальное. Их глазастые персонажи становятся похожими другу на друга и начинают переигрывать. Особенно это заметно, когда художник старается изобразить глаза натуральными, прорабатывая все блики, радужку и зрачок детально.

Применение – этот подход уместен, если нужно показать персонажа милым (это может быть ребенок или котенок). Когда нужно показать эмоции персонажа, который не говорит и практически не двигается. Во всех иных случаях нужно осторожно использовать этот прием, не забывая про артикуляцию и хореографию персонажа, которые также являются мощными инструментами раскрытия эмоций и состояния героя.

@Sashko Danylenko

Звуковое клише.
Пример – Комичные мультфильмы и детская анимация сформировали клише типичных звуковых эффектов, сопровождающих действия персонажа. Это и искаженные ненатуральные сюсюкающие голоса, звуки пружинок, пердушки, сурдинки, звуки падений. Также сюда можно отнести и озвучку всех действий с помощью музыкальных инструментов, чаще симфонических.

Применение – только если это стилистически обусловлено. Во всех иных случаях, не стоит себя ограничивать и привязываться только к этому стилю. Надо принять факт, что анимация не только для детей, и не только для веселья. В зависимости от истории и стиля, звуки могут быть полностью реалистичными либо синтетическими, а голоса озвучки натуральными, даже если персонаж это старый башмак или черепаха.

Клише “Мультики для детей”
Пример – странно об этом писать, но по прежнему есть множество людей, которые только так и думают, даже внутри индустрии. Касательно истории – все концовки поучительные, добро и зло однозначны, герои и злодеи утрированы и примитивны. Картинка яркая, все поют, все танцуют, все цветное. Апологеты этого клише обычно остро критикуют все, что не совпадает с указанным выше.

Применение – анимация для детей, отдельный жанр, где все перечисленное уместно. Но современная анимация охватывает гораздо больше возрастных категорий, стилей и жанров. Анимация – это мощный инструмент повествования, который позволяет рассказывать не только веселые и задорные истории, но и раскрывать взрослые темы.

Share: