Законодательство

Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию

В статье Вы узнаете о причине задержки выхода “Хорошего динозавра” на большие экраны. О изменениях в команде проекта и сценарии мультфильма. Также автор выскажет свою точку о причинах которые побудили Пиксар к такому шагу

Начиная с 2006 года лучшая в мире мультстудия Pixar выпускает по полнометражному мультфильму в год, и 2014-й не должен был стать исключением. Предполагалось, что в тот год в прокат выйдет первый студийный мультфильм о динозаврах (если не считать динозаврика из «Истории игрушек»). Однако в 2013-м Pixar сообщила зрителям, что им придется потерпеть еще два года, потому что картина Боба Петерсона, постановщика «Вверх», нуждается в переработке под руководством нового режиссера, дебютанта Питера Сона. Теперь, когда «Хороший динозавр» наконец-то добрался до проката, пришло время рассказать, что случилось в Pixar, и поговорить о том, что этот инцидент значит для студии и для ее многочисленных поклонников.

Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
   Разработка «Хорошего динозавра» началась в 2009 году, когда ветеран студии Боб Петерсон предложил своим боссам идею мультфильма о «мальчике и его собаке» с разумным динозавриком в качестве мальчика и неандертальским ребенком в качестве собаки. Действие ленты должно было развиваться в альтернативной реальности, в которой 65 миллионов лет назад астероид не уничтожил динозавров, а пролетел мимо Земли и позволил ящерам эволюционировать в разумных существ. Творцы Pixar постоянно придумывают новые проекты, и большинство из них умирает на продюсерских рабочих столах. «Фильм о динозавре», однако, студии приглянулся, и Петерсону и его сотрудникам включили «зеленый свет». Два года спустя Pixar официально сообщила, что работает над лентой, а еще через год, в 2012-м, было объявлено, что картина получила официальное название «Хороший динозавр».
   Казалось бы, все было на мази. Сценарий полировался, художники рисовали, аниматоры «оживляли», нанятые звездные актеры вроде Джона Литгоу и Нила Патрика Харриса записывали свои реплики, Боб Петерсон всем руководил, а аниматор с корейскими корнями Питер Сон был одним из его основных сподвижников. Проект продвигался в соответствии с расписанием, и у студии были все основания считать, что «Хороший динозавр» будет готов к премьере, намеченной на май 2014 года.
Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”
   Внезапно – по крайней мере, для сторонних наблюдателей – грянул гром. Летом 2013 года стало известно, что Петерсон снят с картины и переведен на другой проект. Затем было объявлено, что премьера перенесена на ноябрь 2015 года, потому что картина нуждается в существенной переработке. Для студии это было не только неприятное, но и болезненное решение – из-за финансовых потерь, связанных с невозможностью выпустить фильм в 2014 году, Pixar уволила 67 сотрудников из штата в 1200 человек.
   В течение следующих месяцев, когда спровоцированный этими решениями хаос постепенно упорядочился и превратился в космос, Pixar известила, что Питер Сон назначен новым режиссером проекта и что он не просто обрабатывает напильником оставшееся после Петерсона наследство, а полностью «перепахивает» ленту. Дело дошло даже до увольнения почти всех актеров озвучания, включая исполнителя главной роли Лукаса Неффа, поскольку их персонажи были либо вычеркнуты из картины, либо радикально переосмыслены. В частности, заглавный динозаврик Арло превратился из юноши в младшего подростка, и для его озвучания был нанят несовершеннолетний актер Рэймонд Очоа. Свою работу сохранила лишь Фрэнсис МакДорманд, заранее приглашенная на роль матери Арло. Месяцы и годы кропотливой, высокопрофессиональной работы отправились в мусорную корзину.
   Только теперь, когда проект «Хороший динозавр» счастливо завершился и его создатели начали сравнительно свободно рассказывать в интервью, как провели последние два года, мы можем в полной мере оценить, какую колоссальную задачу решили Сон и его сотрудники. Фактически они создали фильм с нуля, начав с базовой сюжетной концепции и дизайнов ведущих персонажей. Арло не просто помолодел – стиль, в котором он изображен (равно как и прочие герои ленты), стал куда более стилизованно-мультяшным. При этом окружающий персонажей мир дикой американской природы, наоборот, обрел фотореалистичную детальность. Рисуя его, художники шутили, что создают «более реалистичные деревья, чем на самом деле».
Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”
   Почему наработки Петерсона пошли под нож? Все подробности ответа на этот вопрос остаются коммерческой тайной, но основной причиной было то, что режиссер загнал картину в творческий тупик и не смог из него выбраться. Петерсон видел «Хорошего динозавра» историей наподобие знаменитого на Западе британского фильма «Билли Эллиот», рассказывающего о мальчике из шахтерской семьи, который вместо бокса занимается балетом – к вящему ужасу его отца и старшего брата. Режиссер хотел показать традиционное, консервативное сообщество травоядных динозавров-фермеров, которое третирует Арло, родившегося не похожим на других слабаком, «плохим динозавром». По ходу действия отверженный герой заводил дружбу с мальчиком-изгоем из людского поселения и совершал некий подвиг, который доказывал всем, что он все-таки «хороший динозавр».
   В этой истории было много персонажей и сюжетных перипетий, и руководство студии от нее отказалось, поскольку сочло ее перегруженной идеями и недогруженной простыми, понятными эмоциями. Кроме того, странно было тратить массу сил на создание внешне привлекательных и обаятельных динозавров, чтобы затем на протяжении основной части ленты показывать их сплошь замшелыми, малоприятными ретроградами, которые не могут принять Арло таким, какой он есть.
   Проблемы видения Петерсона были столь серьезны, что их нельзя было исправить без радикального переосмысления картины. А поскольку постановщик так прикипел к своей фантазии, что отказывался ее существенно менять, то его пришлось сместить – со всеми вышеописанными последствиями. Говорят, шел даже разговор о том, чтобы вовсе закрыть «Хорошего динозавра», как это ранее было сделано с проектом под названием «Тритон», слишком похожим по концепции на мультфильм студии Blue Sky «Рио». Но после всех усилий и средств, потраченных на картину, полностью отказаться от фильма о динозаврах было смерти подобно. Если не для финансов студии, то для морального духа ее сотрудников.
Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”
   В руках Сона история о противостоянии Арло и мальчика по кличке Дружок с четвероногими и двуногими консерваторами превратилась в душевный детский вестерн о «мальчике и его псе», которые ищут дорогу домой после того, как их далеко унесла бурная река. Общее число персонажей существенно сократилось, большинство экранных ящеров превратились в положительных или нейтральных героев, а основным препятствием на пути главных героев стали природные катаклизмы (хотя повоевать с разумными врагами ребятам все же пришлось). Новый сценарий боссам студии понравился куда больше, чем наработки Петерсона.
   Чтобы успеть выпустить картину в срок, новый режиссер работал едва ли не круглосуточно. По его словам, Сон практически пропустил два года жизни своих маленьких детей и с трудом их узнал, когда наконец-то смог передохнуть. Зато теперь студия довольна «Хорошим динозавром». Пиксаровцы ни за что бы себе не простили релиз ущербной версии Петерсона. Как может мультфильм понравиться зрителям, если его создатели от своей работы не в восторге?
   Хеппи-энд? Западные статьи на эту тему обычно заканчиваются радостным прославлением перфекционизма Pixar и трудолюбия и таланта Сона, который за два года сделал то, чего его бывшему боссу не удалось сделать за вдвое больший срок. И действительно, достижения команды «Хорошего динозавра» впечатляют – как на бумаге, так и на экране. Но нам эта история все же кажется пятном на студийной репутации. И вот почему.
Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”
   У студийных боссов немало обязанностей, но главной из них всегда было умение отличать перспективные идеи от провальных. Это особенно важно в компаниях-лидерах вроде Pixar, где творческие люди с охапками идей чуть ли не строем маршируют. И тем не менее, Петерсон четыре года переводил студийные ресурсы, пока его начальники не заметили довольно-таки очевидные проблемы с режиссерским видением. Те претензии, которые были высказаны постановщику, можно было высказать еще на этапе проработки сюжетной линии, задолго до подключения к проекту основных аниматорских «полков» Pixar. Только представьте себе – картина была закрыта на переосмысление в тот момент, когда уже брезжил свет в конце производственного туннеля! Еще несколько месяцев, и фильм можно было бы показывать зрителям.
   Не все ладно и с достижением Сона. Может ли Pixar гарантировать, что фильм не был бы лучше, если бы режиссер, нашедший удачное сюжетное решение, работал над «Хорошим динозавром» не два года, а пять лет? Очевидно, нет. Спешка хороша только при ловле блох, а создание лучших в фильме мультфильмов требует напряженной, но размеренной работы. И вполне возможно, что если бы у Сона было больше времени, то он бы создал картину, равно увлекательную для детей и взрослых, а не преимущественно детский мультфильм, оставивший взрослые проблемы и переживания за кадром, в отличие от многих лучших произведений Pixar.
   О чем все это говорит? Кажется, о том, что Pixar не пошло на пользу слияние с компанией Disney, заставившее боссов Pixar курировать производство обеих студий. Пока что диснеевские аниматоры от этого слияния выиграли больше, чем пиксаровские. Вспомним хотя бы диснеевский суперхит «Холодное сердце» – ни одна пиксаровская лента последних лет не смогла с ней сравниться по успеху у зрителей. И если диснеевцы в ближайшее время выпустят две оригинальные ленты, «Зверополис» и «Моана», то у Pixar в графике релизов до 2020 года всего одна оригинальная картина под названием «Коко» (вариация на тему мексиканского фольклора). Все остальное – сплошные сиквелы, начиная с выходящего в наступающем году «В поисках Дори», продолжения «В поисках Немо». Может быть, это блестящие и совершенные ленты, но все-таки они не вызывают такого энтузиазма, как путешествия в совершенно новые, уникальные экранные миры.
Как Pixar спасла Хорошего динозавра и повредила свою репутацию
Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”Кадр из мультфильма “Хороший динозавр”
   Разумеется, зрителям все равно, кто создает замечательные мультфильмы – лишь бы они были замечательными! И если слияние Pixar и Disney привело к тому, что одна студия начала терять хватку, а другая ее себе вернула, то от перемены мест слагаемых сумма не поменялась. Но все же жаль, если «тревожный звоночек» под названием «Хороший динозавр» окажется не разовой прорухой, а предвестником серьезного кризиса. Потому что прошлая история Walt Disney показывает, что ее анимационное подразделение долго на вершине успеха не удерживается. И если мы в итоге потеряем обе студии как создателей великолепных произведений искусства, то на кого будут равняться все остальные? Гонке нужен лидер! Желательно такой, как Pixar в ее лучшие годы. Которые, кажется, проходят…
Текст: Борис Иванов
Share: