ДатыНовости студий анимации в Украине

С чего начиналась украинская анимация

Двадцатые годы прошлого века. Только что закончилась великая (тогда еще не пронумерованная) война, технологические прорывы блестяще сменяют искусство, зарождается явление массовой культуры; параллельно по всему миру заявляют о себе авангардисты, футуристы и другие «сумасшедшие».

Широкая публика постепенно привыкает к подвижным картинкам на экране, но анимация все еще воспринимается приблизительно как сегодня – эксперименты с виртуальной реальностью. Самая первая известная анимационная короткометражка вышла в 1908 во Франции, первый полный метр – в 1917 в Аргентине. Уолт Дисней начинает свой триумфальный путь в 1923 и еще через несколько лет придумывает Микки Мауса.
Тем временем в руинах Российской империи тоже двигаются картинки.

Фото с сайта amnesia.in.ua

Анимация была очень трудоемкой сферой деятельности, и поэтому руководители киностудий часто отказывали своим сотрудникам в продюсировании рисованных историй. Это не помешало появлению работ, которые и сейчас вызывают психоделический восторг. Интриги явлению придает и тот факт, что мало шедевров тех времен сохранилось.

Режиссер Дзига Вертов (1896-1954) в 1924 году создал первый в СССР анимационный фильм – «Советские игрушки». Это пародия на капиталистов. Более эффектный в фильме финал: красноармейцы делают гимнастическую пирамиду, которая превращается в елку. «Советские игрушки» не отличались технологическим совершенством и художественной завершенностью, зато этот фильм можно рассматривать как каталог приемов анимации того времени.

Художником фильма был Александр Бушкин (1896-1929). Он родился в Киеве, получил образование в Киевском художественном училище, работал художником-декоратором в клубах та агитпунктах. В 1922 году приехал в Москву, где стал организатором мультпроизводства на киностудии «Госкино». Бушкин делал мультвставки к техническим картинам и микрометражные (50-90 секунд) рекламные киноплакаты. По-настоящему анимацией занялся тогда, когда встретился с Дзигой Вертовым. С ним и без него Бушкин сделал с десяток мультфильмов, преимущественно сатиричных. В частности, «Дурман Демьяна» (1925) высмеивает алкоголизм – распространенную проблему раннего (и позднего) СССР.

«Таинственное кольцо или Роковая тайна» (1924) этого же режиссера – динамическое зрелище в стиле вестерн, с перегонами на лошадях и велосипедах, прыжками над поездом со скал.

Вячеслав Левандовский (1897-1962) родился в Киеве, учился в Киевском музыкально-драматургическом институте и в Украинской Академии искусств. Создавал декорации для театров и иллюстрировал детские книжки. А еще делал воздушные змеи.
Работая на ВУФКУ (Всеукраинское Фотокиноукравление), Левандовский сделал два открытия.

Первое – метод создания мультфильмов «эклер»: на пленку снимают актеров, которые разыгрывают ту или другую сцену с будущего мультфильма, а потом уже спроектированные на экране единичные кадры их игры служат своеобразной моделью для рисованных персонажей.
Второе – «карандаш времени». Суть в том, что ним можно было, не отрывая карандаш от бумаги, провести пунктирную линию – оставляя на бумаге черточки, «карандаш» 25 раз в секунду «делал уколы». (мы тоже ничего не поняли, но звучит круто – прим. Ред.)

К тому же, Левандовский сам сделал кинокамеру – все детали, кроме оптики, были изготовлены из дерева разных пород.
Левандовский в 1927 году снял первый украинский мультфильм – десятиминутную «Сказку про соломенного бычка». К сожалению, работа не сохранилась; кто видел ее, утверждают, что вещь была творческая. «Нам приходилось видеть несколько мультипликационных персонажей, – вспоминает харьковчанин Александр Шимон. – Маленькие бумажные фигурки животных, которые состоят с шарнирно соединенных частей, они и теперь удивляют своею выразительностью и филигранностью технического исполнения, прекрасно воссоздают иллюзию движения».
Зато сохранилось несколько секунд с «Тук-тук, и его приятель Жук» (1928). Стиль напоминает диснеевский: сомневаемся, что Левандовский видел его мультфильмы, но, очевидно, витало что-то такое в воздухе.

Не найдя поддержки своего творчества в Украине, Левандовский переезжает в Москву. Тут он снял три фильма в стиле кукольной анимации. Сохранилась вольная экранизация байки Крылова «Лисица и волк» (1936).

Анимационная пропаганда тоже была, куда же без нее.

Левандовский совместно с художником и аниматором Владимиром Девятниным и другими коллегами создали агитационные мультфильмы «Украинизация» и «Десять» (оба в 1927-м году, не сохранились).

Первый был посвящен введению украинского языка как официального-бюрократического. Второй – десятилетию революции, и соединял хроникально-документальный материал с мультипликационной графикой. Сделана по материалам Госплана, картина «в живых диаграммах» показывала достижения СССР. То есть это была своеобразная анимированная инфографика.

Фото с сайта amnesia.in.ua

«Мультипликаты», созданные на ВУФКУ, часто показывали в составе хроникальных киножурналов – бодрые сюжеты про разоружение, индустриализацию, социалистическое строительство и рост процента жиров в масле.

Например, «Берегите бумагу» (1930, режиссер Яков Ройтман) в кафкианском стиле критикует бюрократию. К тому же, работа имеет экологический посыл – призывает отказаться от бумажной тяжбы ради сохранения деревьев.

А еще в 1920-х были трейлеры. Или, как их тогда называли, — мультипликационные анонсы. Сохранился анонс «Проданный аппетит» (1927, режиссер Евгений Макаров). Сам фильм не сохранился: рассказывал он о безработном водителе (его сыграл выдающий Амвросий Бучма), который продает свой аппетит богачу, чтобы тот мог жрать еще больше.

Также сохранилась абсолютно психоделическая реклама фильма Дзиги Вертова «Одиннадцатый» (1928, Евгений Макаров). Сам фильм стал первым для Вертова, который он снял в Киеве.

Про судьбу всех этих экспериментаторов и первопроходцев вы догадываетесь: кого-то победила репрессивная машина, кого-то – война, остальные растворились в бюрократической системе и не проявились. Развитие украинской анимации было поставленно на паузу и возродилось аж в 1950-х годах. Но про капитана Врунгеля и Капитошку –уже в следующий раз.

Источник

Share: