Новости анимации

Наследники Капитошки

 

Какие тенденции и трудности современной украинской анимации

2014-го в украинский прокат вышел отечественный полнометражный анимационный фильм «Бабай». Созданная на государственной студии «Укранимафильм» фильм натолкнулся на шквал критики прежде всего из-за художественного качества. Потом за два года в кинотеатрах страны появился мультфильм «Никита Кожемяка» другой команды. Он был более лояльно воспринят как критиками, так и зрителями, а его авторы приложили усилия к рекламной кампании своего продукта, запустили мерчендайзинг. 2018-м в кинотеатрах вышел анимационный фильм «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила». Он собрал в украинском прокате больше 36 миллионов гривен (примерно 1,28 миллиона долларов прим. переводчика) и его также было продано в несколько стран. Есть предпосылки считать, что именно с него начнется период, когда каждый год украинцы смогут видеть отечественную анимацию на большом экране.

Одновременно высказывание, что к этому времени мы не имели анимации, неправильно. Другое дело, что она была короткометражной и в основном фестивальной. Так, 2003-м короткометражный пластилиновый мультфильм Степана Коваля «Шел трамвай №9» получил «Серебряного медведя» на фестивале Берлинале. Сейчас, по нашим данным на разных стадиях производства пребывает больше 30 анимационных проектов. Они создаются или за частные средства, или с привлечением государственного финансирования. Это и полнометражные фильмы, и сериалы, рассчитаны на детей дошкольного возраста и на их родителей.

На разный вкус

Приятно констатировать, что создание украинский мультфильмов сегодня больше не утопия. Наши анимационные студии работают над несколькими проектами, среди которых и создание полнометражных анимационных лент, которые можно будет увидеть на экранах украинских кинотеатров. Шаг за шагом настает украинская мультяшная альтернатива американскому и русскому продуктам.

«Сейчас мы заканчиваем проект «Язык, который объединяет: франко-украинский коктейль». Это амбициозная история, потому как 12 художников-аниматоров с Украины, Франции и Швейцарии создали короткие истории из взятых с французского языка слов. Проект имеет как творческую ценность, так и достаточно утилитарную: мотивация интереса к другому языку. Он создается с помощью Украинского культурного фонда (УКФ), Французского института, Посольства Швейцарии в Украине, Украинской анимационной ассоциации», – рассказывает Елена Голубева, исполнительный директор Украинской Анимационной Ассоциации, продюсер студии «Червоный собака».

Кроме того, по ее словам, теперь также идет работа над авторской рисованной историей «Сама себе тут» дебютантки Анны Дудко, которую частично финансировали благодаря гранду президента Украины.

«Для меня, как для продюсера, это большая гордость, потому как Анна Дудко пришла еще в 2013 году в детско-юношескую обучающую студию. Ее короткометражный фильм будет финализирован в феврале 2019-го, и вначале зритель сможет посмотреть его на фестивалях. У него шире аудитория: дети увидят свое, взрослые свое. Мне кажется, автор имеет талант к передаче очень детских чувств в понятной визуальной форме, без пафоса и юмора, необычайно точно», – ведет дальше Елена Голубева. Рядом с двумя сказанными выше мультфильмы третий год идет производство полнометражного анимационного фильма «Виктор Робот» режиссера и художника Анатолия Лавренишина по сценарию Анастасии Лавренишиной.

Украинская анимационная студия Image Pictures, по словам ее продюсера Владимира Хуткого, теперь работает над другим полнометражным фильмом «The Secret». Идет речь о детективной истории с захватывающими приключениями про двух сов в мире, в котором вместо людей есть человекоподобные животные. «Он весь создается в 3D, то есть с помощью компьютерной графики. Будущая аудитория – дети и вся семья, ведь это приключенческая семейная комедия. Также скоро в прокат выходит наш первый мультфильм «Клара», работу над которым уже завершено, официальная дата релиза будет оглашена ближайшим временем», — делится он.

Важно заметить, что украинские мультфильмы возвращаются не только к кинотеатрам, а и на наши телеэкраны. В частности, сейчас продолжается работа над молодежным приключенческим комедийным мультсериалом «Чотровийки». Чортовийки – это придуманный городок, на примере которого авторы с юмором рассказывают разные глобальные и внутренние проблемы Украины. Именно тут наши герои переживают невероятные приключения. Этот мультсериал, по словам его соавтора Олеся Юсипчука, создано в стилистике cut out animation. «Речь о простой стилистике перекладки, что дает возможность удешевить процесс и ускорить производство, ведь мы готовим около 4 часов анимации и потратить на это несколько лет не имеем возможности», —замечает он. Мультсериал, по словам режиссера, покажут в 2019-м году на канале «НЛО ТV» и рассчитан на аудиторию возрастом 16—30 лет. Второй анимационный сериал, который будет показывать указанный выше телеканал в 2019-м, — это «Опасная зона». Роман Грищук, руководитель студии «Мамахохотала» на Multopia, которые его создают, рассказывает, что это 2D—мультик про человеческую семью, что осталась жить в зоне экологической катастрофы, где все звери мутировали и создали свой социум. Таким образом, единственная человеческая семью живет в одном месте с антропоморфными животными. Этот телевизионный продукт, за задумкой творцов, рассчитанным на молодежную аудиторию.

Предвестник изменений. Анимационный фильм «Бабай» вишел на экране 2014 году.

Это первая за время независимости Украины отечественная полнометражная анимационная лента.

 

Степан Коваль режиссер, художник руководитель студии «Новаторфильм», рассказал Неделе, что его коллектив работает над другим сезоном проектуа «Моя страна Украина» и мини-сериалом «Язык цвета», созданным в технологии стоп-моушн. «Будущая аудитория таких мультфильмов — зрители возрастом от трех лет. Увидеть эти работы можно будет на презентациях и когда их величество телевидение даст согласие на демонстрацию в удобное время прежде всего для детей, позднее — в интернете», — уточняет режиссер.

Кроме этих проектов, еще несколько перебывает на разных стадиях готовности в других продакшнах. Так, 2020-м от студии Animagrad, которая в этом году выпустила «Похищенную принцессу», ожидается релиз — «Мавка. Лесная песня». Также указанная компания выиграла «патриотический питчинг» Минкульта с полнометражным проектом «Роксолана» и альманахом «Клуб Всезнаек». Yarki Studio за частные средства готовит авторский короткометражный фильм «Ловушка» и сериал «Южная ферма». «Ум-груп» выиграла в конкурсе госфинансирования на сериал «Кузюка». «ТТМ» готовит авторскую короткометражку «Любовь». Студия «Борисфен-С» — сериал «Мишка и Месячная Дзвинка». «ТЕТ-продакшн» (група телеканалов «1+1») — сериал «Разговариваем по-украински». Компания Сахалтуева — альманах «Царь Плакса и Лоскотон». «Магика-фильм» — авторскую короткометражную ленту «Украденный месяц. Кум». Studio KAPI — полнометражный мультик «Петрик». Есть пилотная серия сериала «Умные детки», что в разработке в продакшна Дмитрия Лисенбарта.

 

Аналогическая ситуация у режиссера-аниматора Олега Федченка из сериала «Притчи народов мира». Частными средствами Lastoon готовим сериал «GreenVeeGarden». How-Wow Studio также за частные средства работает над авторским короткометражным фильмом «Забытый остров». Сериалы «Мама спешит домой» и «Храбрые зайцы» создают: Glowberry и Animagrad. Студия «Квартал 95» — сериал «Муха ЧоМуха» и полнометражный проект «Возвращение Гулливера». Одесская Студия мультипликации разрабатывает сериал «Легенды Триполья», а Ростислав Гарбар — «Дейв и Ева».

Свое лицо или наследие?

Украинская анимация до 1991 года имела свое известное и незабываемое лицо. Правда довольно долгий период отечественной мульт-индустрии жилось, откровенно говоря, довольно плохо. Вопрос сегодня в том, сохранила-ли украинская анимация собственное лицо, или пытается наследовать другие школы анимации.

Елена Голубева думает, что это очень сложная тема. «Есть мировая анимация с канонами вида и движений — Disney, Pixar, правда это теперь одна компания. Или можно считать ее школой анимации? Считаю, что так, но в мире такие фильмы больше ценят благодаря героям и историям. И приятно, когда Украина ассоциируется с Кларой, Мавкой или Гулливером (как это сегодня)? И так, и нет. Поэтому, когда говорят про лицо украинской анимации, то в Америке это Билл Плимптон, в Англии Aardman Animations, в Чехии Ян Шванкмаэр и так далее», — рассуждает собеседница Тиждня. Другой уместный пример, на ее мысль, это японское аниме, оно по сути есть дешевой «лимитированной» анимацией, которую при этом Миядзаки превращает на стиль. Поэтому «Мавка», «Клара» и «Гулливер» — явления позитивные, потому как означают первый шаг к созданию украинской новой анимации школы, причем в смысле стиля и собственного лица.

УСПЕШНЫХ СЮЖЕТОВ В УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, КОТОРЫЕ МОГЛИ Б БЛАГОДАРЯ МУЛЬТФИЛЬМАМ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМИ И УЗНАВАЕМЫМЫ, ХВАТАЕТ. ВОПРОС В ТОМ, КТО ИЗ СЦЕНАРИСТОВ ТВОРЧЕСКИ ПОДОЙДЕТ К ЭТОМУ ЗАДАНИЮ.

Владимир Хуткий констатирует, что текущее состояние рынка мультфильмов диктует свои условия: «Мы вынуждены конкурировать с мощной западной индустрией, которая имеет колоссальную историю, технологичность, традиции и настроенный «конвейерный» производственный процесс». Поэтому независимый производитель должен или искать свой стиль (обычно, с оглядкой на наличие у него необходимой технологии), или наследовать и пытаться скопировать западный или восточный стиль. «Что касается нас, как украинского производителя, мы решили сделать собственный продукт, без оглядки на национальные элементы. То есть понятным и доступным всем возрастным группам и странам, поэтому использовали общеизвестные представления про фей, волшебников, драконов, гномов и другую так называемую международную мифологию. Но в то же время пытались пойти другим путем в разработке внешности персонажей и локаций: просто выбрали то, что считали лучшим и интересным для наших потенциальных зрителей, иногда стереотипно, иногда необычно и реалистично», — отмечает продюсер.

По словам Олеся Юсипчука, в Украине есть очень много аниматоров, и большинство делает упор на ту школу, которая нравится. Конечно, они помнят невероятные стилистики наших мэтров анимации: это и «Приключения Капитана Врунгеля», и «Как козаки…», и «Энеида», и невероятные творения студии «Борисфен», и ряд других мультфильмов. При этом сказать, что теперь украинская анимация имеет собственное современное лицо, очень сложно.
Эксперты, с которыми пообщался Тиждень, констатируют, что сегодня отечественная коммерческая анимация использует анимационные школы других стран. Есть те, кто за стилистический референт берет «Симпсонов» и «Гриффинов». Один из известнейших украинских прокатных мультфильмов «Похищенная принцесса» тоже сделан по всем канонам голливудской анимации.

Сюжеты и истории

Анимация и техники, использованные для создания мультфильма, еще не являются достаточным залогом того, что такая лента, как говорят – успешна. Открытый вопрос для отечественных создателей анимационного кино состоит в том, о чем сегодня нужно снимать мультфильмы? Кто или что должно стать их героями? Следует делать анимацию без слов, и актуальна она будет на основании литературных творений?

«О чем? Это мировой вопрос. То есть такой интуиции, которая не про завтра, а про три-пять лет вперед. Детские дошкольные истории уже востребованы, казалось, рынок уже насыщен, но нет — очень быстро меняются сами дети. Песенки, азбуки, обучающие истории — этого очень не хватает, в первую очередь в Украине, но абсолютно реально найти заинтересованность и в мире. Герои — все, с кем легко себя идентифицировать», — рассуждает Елена Голубева. Она добавляет: если комиксы считать литературой, то они актуальны и для локальных рынков. Речь об успешном примере «Over the Garden Wall» и свежую «Гильду». Также — это шанс заинтересовать родной историей мир. В Украине такой, по мнению собеседницы Недели, есть «Трое против зла» — популярный комикс, который просится в анимацию. Когда же говорить про искусство, то оно требует оригинальных авторских историй, которые могут быть созданы разными людьми, но специально для какого-то мультфильма.

 

@ Тиждень.ua

В мире есть много компаний, которые занимаются анимацией в своем собственном стиле. Например, студия Aardman делает пластилиновую анимацию (клеймейшн), Laika — покадровую (стоп-моушн), японские студии до сих пор работают над 2D рисованной аниме (часто с небольшим количеством диалогов). И вся эта продукция находит своего зрителя. То есть не важно, как отмечает Владимир Хуткий, каким способом и в каком стиле создаются анимационные фильмы, главное – идея, сюжет и конечно качественное исполнение.

Но если речь о массовом и коммерческом кино, то конечно есть определенные правила и характерные черты которые помогают увеличить вероятность неплохих кассовых сборов: понятный сюжет, привлекательные персонажи, юмор и приключения. Со сказанным Владимиром Хутким созвучны слова Александра Нарижнева, сорежиссера мультфильма «Чортовийки»: «И вообще, делать можно все что желаешь. Мультфильм легко создавать про кого угодно, и что угодно. Героями могут стать ручки, карандаши, камень, носок (который всю жизнь пытается найти свою пару). Главное – идея!» А вот анимация без слов, как констатирует режиссер-аниматор Степан Коваль, — это уже высший пилотаж. Герои могут быть разнообразными, главное не те, кто они, а о чем кино. Литературные произведения, по его мнению, являются идеальным источником для начала работы над сценарием.

Собственно, успешных сюжетов в украинской литературе, которые могли бы благодаря мультфильмам стать известными и узнаваемыми хватает. Вопрос в том, кто из сценаристов творчески подойдет к этому заданию.

Деньги: сколько нужно и где их искать?

   Создание одной минуты анимации может стоить до нескольких десятков тысяч долларов, говорят собеседники Тиждня. Все зависит от техники, в которой производят фильм, а также от того, учитываются в этой минуте уже готового продукта все виды расходов – от музыки до маркетингу.
Как видно, анимацию у нас создают с помощью государственного финансировании, основные деньги дают Госкино, Минкульт, Украинский Культурный Фонд (УКФ). Но бывают случаи, когда деньги можно получить из других ведомств, например, Министерства информационной политики. «Это утилитарные истории: скажем, к нам обращалось донорское направление, которая поддерживает законодательные образовательные проекты, мы создавали сериал «Ты и полиция». Министерство образования, скажем, каждый год делает «анимированную азбуку» (но это больше слайд-шоу под названием «анимация»)», – также Елена Голубева добавляет: «Сейчас, кроме гранда президента, ми не мониторим возможности для короткого метра. И не потому, что нас это не интересует. Ассоциация вступила в восточноевропейское объединение анимации, получив доступ к европейским ресурсам. Не могу сказать, что это проще (по документации и по процедурам), но как правило такие конкурсы имеют прозрачные и предсказуемые правила игры и огромный нетворкинг. Ценность питчинга в том, что даже если ты не получишь награду и финансирование, тебе придут предложения. Потому, что каналы и покупатели постоянно в поиске нового контента. Кроме того, отзывы и советы от экспертов питчинга содержательны и качественные, и точно касаются твоего проекта».

В то же время эксперты, даже те, кто производит мультфильмы частными средствами, признают, что найти независимое от государства финансирование сложно, потому что у инвестора нет гарантии возврата денег. Большинство создателей мультфильмов, с которыми пообщался Тиждень, сказали, что создают их собственными силами. Только авторы сериала «Чортовийки» привлекли студию из Казахстана, чтобы уложиться в сроки. Авторы «Клары» имели опыт сотрудничества со специалистами с других стран, но в итоге подготовили фильм самостоятельно, и в дальнейшем так и планируют делать свои фильмы. Опрошенные спикеры не были одного мнения в том, достаточно в Украине кадров для производства анимации, и не чувствует-ли отрасль их дефицит. Но на вопрос «какие проблемы есть в индустрии?» называли два фактора: финансирование и кадры.

   Где можно увидеть наши мультфильмы? В случае полнометражной анимации все понятно: она выходит в прокат кинотеатров, потом ее как правило показывают по телевидению и в интернете. С сериалами, которые делаются на заказ телеканалов тоже проблем с демонстрацией зрителю нет. Но что касается фестивальной короткометражной мультипликации или сериалов, которые не производятся на заказ телеканалов, то все сложнее. «Короткометражку есть возможность посмотреть только на фестивалях: самый старый Международный анимационный фестиваль «Крок» состоялся 6-9 декабря, Linoleum проходит осенью, Киевский Comic Con Ukraine каждый год готовит мощную программу отечественной анимации. Отдельные показы бывают на «Книжном Арсенале» и других творческих событиях», – говорит Елена Голубева.

Автор: Олеся Анастафьева

Перевел: Линник Анатолий

Источник Тиждень.ua

Share: