Лица

Твой деморилл решает все!

Аниматор студии Axis animation, основатель школы-студии О. С. А. , режиссер и супервайзер анимации сериала «Моя бабушка курит трубку» Иван Павлов — о том, как попасть в зарубежную студию, чем отличается работа «там» и «здесь», что сделать «здесь», чтобы оказаться «там», и о том, как любовь к песни может перерасти в целый анимационный сериал. Интервью предоставлено редакцией журнала Magic CG

Портфолио для работы за границей

Фото с журнала Magic CG

Моя работа за границей началась с Лондона. Я получил контракт студии Framestore. Работал на проекте «Кристофер Робин». Сейчас у меня контракт с Axis Animation в Глазго. Вообще оказалось, что аниматоры в большинстве своём — кочевники. Кочуют с проекта на проект, не всегда закрепляясь за конкретной студией надолго. Разумеется, какой-то свой костяк в компании есть, но держать сотни аниматоров на постоянке никто не будет.

В России я работал супервайзером анимации (220 Вольт любви Телекомпания НТВ, Джинглики), и в какой-то момент понял, что почти перестал анимировать сам. А это тот навык, который нарабатывается годами, а теряется гораздо быстрее. Чтобы этого не случилось, я стал работать над шотами для себя. Ну и поскольку мне давно было интересно поработать за границей, я стал собирать шоты в деморилл — так, чтобы его можно было показать зарубежным студиям.

Фото с журнала Magic CG

Структура портфолио, нацеленного на хорошие проекты, примерно такая: актерский розыгрыш, лицевая анимация (липсинг и мимика), пантомима (история, рассказанная без слов) и что-нибудь из физики (бег, подъём тяжестей, прыжки — что-то такое). Под конец, если есть желание, можно показать какие-то свои особые навыки, например, рисованную или кукольную анимацию. Что-то не обязательное, но подчёркивающее твою индивидуальность. Когда рил собран, отправляешь его в студии или выкладываешь в LinkedIn и ждешь, когда тебя схантят рекрутеры.

На словах все просто, на деле же на то, чтобы собрать хорошее портфолио, могут уйти годы. Даже не так: можно потратить годы и так не собрать рил, который заметят в крутой студии.

Например, шоты, которые ты делаешь для студий в России, для этой цели могут не подойти. Качество анимации в сравнении с зарубежным у нас сильно проигрывает. Основная причина — у нас не уделяют время полировке шота. Это очень кропотливый и один из самых длительных процессов. А у нас все хотят быстро и сразу. Инвесторы и руководители видят сделанную сплайновую анимацию и не понимают, насколько можно улучшить шот, если дать аниматору время на полировку. Получается «и так сойдет». Ну и пока удается продавать работы такого уровня — студиям совсем не обязательно его повышать.

Стартовые задачи, стресс и преимущество аниматоров из России

Попасть на студию в России тоже проще. По факту здесь можно устроиться практически без рила. Здесь пока не хватает аниматоров, а приглашать иностранцев студии не могут себе позволить: зарубежные специалисты очень дорогие. Приходится обходится теми, кто есть в России и СНГ. Их не хватает, и студии готовы брать самых начинающих. Буквально на уровне «хотя бы не надо объяснять, где какие кнопки».

В зарубежную студию так никого не возьмут. Там могут себе позволить приглашать специалистов со всего мира. И первое, к чему надо быть готовым, это огромная конкуренция. Она моментально меняет твое положение. Если здесь ты был сильным аниматором — там ты будешь средним. Был средним здесь — там будешь слабым. Надо очень быстро включаться в процесс и очень много работать, чтобы залезть на уровень выше. Учиться надо просто каждый день, иначе тебя просто выкинут. Ну и надо понимать, что новому человеку никто не даст сразу самые сложные и интересные шоты. Сначала к тебе будут присматриваться на более простых задачах. Это нормально. Когда я был супервайзером — сам так делал.

Фото с журнала Magic CG

Лично для меня самой большой сложностью стал язык. Перед переездом подтягивал уровень английского, специально занимался с носителем, а на месте попал в международную команду, где у каждого свой акцент. И пускай язык в нашей профессии не главное — все равно очень трудно и крайне некомфортно, когда ты что-то не понимаешь.

У меня довольно много сил и времени ушло, чтобы преодолеть этот барьер. Когда этот этап пройден, становится легче. Хотя, конечно, если ты самый крутой в мире аниматор, можешь вообще не знать английского. Тебя и так с руками оторвут и посадят к тебе переводчика. Но всем остальным рекомендую озадачиться этим вопросом заранее.

Из преимуществ у русских аниматоров, как мне кажется, это как раз рвение и готовность вкалывать больше, чем другие иностранцы. Мы трудоголики. Попав в зарубежную команду, на первых порах наши ребята готовы очень сильно выкладываться. Через год-два, конечно, это уже не так заметно, но поначалу ребята из России готовы работать гораздо больше, чем иностранные коллеги.

Разница в подходах

Первым моим зарубежным опытом оказался кинопроект — полнометражный фильм «Кристофер Робин». Удивило, что там из работы полностью исключён так называемый стэповый блокинг. Аниматоры меня поймут.

Стэп блокинг — это когда ты работаешь с основными позами и экстримами, пропуская остальные этапы. То есть анимация проигрывается обрывисто, резко переходя от одной позы к другой.

Супервайзер Framestore на такое смотреть не хотел, надо было показывать сразу сплайновый блокинг. А чтобы сделать понятный сплайн, надо потратить больше времени, проработать не только ключевые позы и экстримы, но и брейкдауны. Я был к этому готов: я уже много лет как ушёл от стэпа и с ним не работал. Но, думаю, что для кого-то это может быть проблемой.

Фото с журнала Magic CG

У себя на проекте и в школе мы используем весь этот опыт: и российский, и зарубежный. Все наши Лиды, супервайзеры и участники команды работают в индустрии: в «Паровозе», в Argunov Studio, в других компаниях — все подходы и схемы, которые мы считаем рабочими и полезными, мы используем у себя.

О песне, из которой вырос сериал, и о школе, которая выросла из сериала

Идея может жить в голове годами прежде, чем во что-то выльется. С «Бабушкой…» так и произошло. Началось все, разумеется, с песни Игоря Ивановича Сукачёва. Я частенько ходил на его концерты, поигрывал на гитаре его песни, и «Моя бабушка курит трубку» в том числе — и заметил, что именно этой песней он завершает свои концерты, ее всегда все ждут и очень ей радуются. И я как-то удивился, когда обнаружил, что клипа на нее нет. А потом понял: на нее нельзя снять киношный клип, она как будто специально для анимации написана! Мультяшные персонажи на нее ложатся идеально. Эта мысль у меня засела, я стал думать о мультике на эту песню.

Фото с журнала Magic CG

Идею поддержал художник Дима Размахов, с которым мы дружим и работаем со времен ВГИКа, мы начали с ним делать какие-то наброски… и на то, чтобы появился образ, с которым мы сейчас работаем, ушло три года. То, что получалось сначала, делать не хотелось. Поиск был трудным. Но в итоге мы нашли именно то, что надо.

Фото с журнала Magic CG

Тогда мы еще не думали о сериале. Речь шла о короткометражном (10 минут) фильме. Я набрался наглости и написал И.И. Сукачёву, мы встретились. На тот момент показать ему было особо нечего: сырой синопсис, какие-то черновые наброски, даже образа Бабушки еще не было. Он спросил, зачем нам это нужно. Дал добро на использование музыки и текста. Ну и мы продолжили работать.

Что нужно понимать о нефинансируемых проектах: они живут волнами и иногда ставятся на паузу, потому что у всех участников есть основная работа. Так что в целом все двигается не быстро. В какой-то момент стало очевидно, что десятиминутный анимационный фильм без финансирования мы не сделаем. Надо делать небольшой тизер. Тут дело пошло бодрее: мы написали синопсис, сделали аниматик. К проекту с энтузиазмом подключились многие ребята из разных стран. Так проект вдруг стал международным, что было тоже приятно. Так запустилась активная работа над тизером.

Мы минимизировали все, что могли: у нас тизер в итоге состоит из двух персонажей. Это бабушка Нина Федоровна (баба Нина) и хулиган Паштет. Его мы собрали первым и поняли, что не хотим, чтобы он пылился без дела. Надо его использовать, и не только в тизере. Так родилась идея сериала «Моя бабушка курит трубку».

Это проект примерно из десяти эпизодов на 1 сезон, каждый около минуты. В нем всего два персонажа, и на их перевоплощениях и взаимоотношениях у нас всё и строится. Они милые и забавные. Сейчас у нас написаны сценарии для пяти серий, мы начали активную работу над первой. Вот под сериал и родилась идея запустить образовательный проект.

Анимационных школ сейчас огромное количество. Больше, чем по другим специальностям в CG. И все они имеют схожую программу. Я учился во многих зарубежных школах 3D-анимации: и там, и у нас, по сути, копируется подход еще самой первой анимационной школы. Студент получает некую модель с ригом и довольно абстрактное задание. Бери, придумывай, делай, как хочешь, а потом тебя технически поправят. И в рамках школы это, собственно, неплохо. Но очень серьезно отрывается от реального производства, где всегда есть жесткие рамки: сценарий, стилистика проекта, планка качества, требования команды. Вот и получается, как всегда: попадая после школы на реальные «боевые» задачи, первое время сидишь в жутком стрессе. Перестроиться порой бывает очень тяжело.

Фото с журнала Magic CG

И мы придумали нашу школу-студию О. С. А.— онлайн-стажировку для аниматоров и 3D-артистов. Мы хотим построить учебный процесс по-другому. На реальном производстве. У нас есть свой сериал, готовые интересные персонажи со своими характерами. У каждой серии — свой сценарий. А сценарий это уже некие рамки: если ты привык работать со свободными учебными заданиями, сыграть что-то классное в рамках сценария тебе без опыта не так просто. У нас есть команда и мы требуем от стажёров определённого уровня. Это всё — отличная возможность «крещения боем». Мы сразу встраиваем стажёров в реальный производственный пайплайн. Так что если кто-то после нашей школы решит устроиться в индустрии (а участие в реальном проекте — весомый вклад в портфолио) — у него уже не будет этого пресловутого разрыва между школьными задачами и производственными реалиями. Это уже готовый аниматор со стажем.

Сейчас у нас стартовала группа «Пантомима», которая работает с нами над первой серией, и первая группа начинающих 3D-моделеров. Их наш супервайзер Евгений Лукашков учит с нуля, и они тоже смогут внести свой вклад в сериал и моделить ассеты для будущих серий. Сейчас мы заканчиваем работу над более простыми персонажами, пишем для них сценарий — и сможем запустить группу для начинающих аниматоров.

Совсем скоро откроем набор в группу на 2 серию. А еще до этого запустим новый курс «Боди механики». После этого курса стажеры смогут попробовать свои силы и на сериале. Вообще у нас очень много разных интересных задумок, обо всех пока рано рассказывать.

Мы всегда рады новым людям. Поэтому если вы специалист в области моделинга, ригинга, анимации, шейдинга и текстур, света и рендера, а также эффектов или композа, или просто хотите помочь в качестве волонтера — мы будет рады видеть вас в нашей дружной команде. Если вы не умеете, но хотите чему-то из этого научиться — по всем этим направлениям у нас уже есть или скоро будут стажировки. Да и если вам просто кажется, что вы можете поучаствовать в нашем проекте, напишите нам. У нас есть свой пока еще маленький, но уютный паблик, где мы делимся новостями, проводим наборы на стажировки, рассказываем всякие полезные штуки и делаем разборы работ подписчиков.

Совет начинающим аниматорам

Совет банальный: работать над собой. Цель получить работу за границей не работает, работает другая: стать крутым аниматором. Получится—сможешь работать где угодно. Но чтобы им стать, надо постоянно расти, каждый день учиться и никогда не останавливаться на достигнутом. И не поддаваться на фразу лентяев-коллег «и так сойдет». Не сойдет.

Автор: Иван Павлов

Share: